Сторінки

17 листопада 2010 р.

О толерантности

ничего говорить не буду, постараюсь обозначить вопросы, мне интересные. Вдруг у кого будут ответы.

Наверно, уже все понимают необходимость толерантного отношения к людям, на нас непохожим - с другим цветом кожи, разрезом глаз, носителям другой культуры (субкультуры), выглядящим как-то не так, как мы; на нас не похожим, проще говоря. С этим все-более или менее понятно. Отличия человека на физическом уровне легко заметны; это первое, что бросается в глаза.

Нетрудно предположить, что все мы неодинаковы и в другом - в психо-эмоциональной сфере (давайте для краткости назовем ее душевной), и в сфере сознания. От этого никуда не денешься, и мир был бы скучным и противным, если бы все были тут одинаковыми: читали одни и те же книжки, любили одни и те же фильмы и погоду....

Почему же тогда мы как-то помним, что у человека могут быть ограничения зрения, слуха, движения и т.д., и упорно не хотим признать, что в силу каких-то обстоятельств душевная сфера человека может быть совершенно ограничена? Что ему могуть быть недоступны тонкие переливы эмоций, сложные душевные порывы и проч., и вообще все то, что есть мировая классическая музыка и литература. Что он вполне может обходиться двумя-тремя стандартными эмоциональными реакциями и ничуть от этого не страдать.О причинах этого говорить не будем, но очень часто эмоц. развитие ребенка заканчивается в очень раннем возрасте после двух-трех сильнейших эмоц. травм. Душевная сфера схлопывается и дальше не растет. А самому ее выращивать - кому это надо?

А мы ему : "бездушный", "бесчувственный", "лишенный сострадания" и проч. А у него - ограничения психо-эмоциональные, которые проще учитывать и не грузить, например, Достоевским или другими тонкими материями, а предложить то, что будет доступно и понятно.И как-то социализировать, чтоб запомнил основные правила жизни в социуме (например, что на похоронах принято плакать, на свадьбах веселиться...ну, в некоторых культурах по-другому, но все равно это социальные навыки, прививаемые с детства). Вот тут - смешно ( и смех за кадром), а вот тут - можно плакать (видишь, все сразу пригорюнились). Смайлики есть для непонятливых, чтоб не сомневался, что это шутка, шутка, дружок, никто тебя обидеть не хотел, уймись...
К тому же наша цивилизация и особо не поощряет развитие именно этой сферы - больше ментальной.

Только не говорите мне: а вот мы его эту ограниченную сферу душевную сейчас разовьем - и будет всем счастье.Уверена, что таких умений у нас нет, и вообще не дай нам бог пытаться что-то изменить в другом без определенной квалификации. Поломать - поломаем, если сила есть, а собрать заново не сможем. Можно только принять и постараться как-то с этим сосуществовать (ибо необитаемых островов на всех не хватит).

Вот принятие в любом виде и есть толерантность, имхо. Терпимость - это я зубы сжал и терплю тебя Другого, аж плохо мне. А "принятие" - ну да, есть и такое в этом мире; возможно, это и делает его непредсказуемым и похожим на приключение.

А непохожесть в ментальной сфере все разу определяют нараз. Все, кто думает не так как я - "дураки, мудаки, идиоты" и вообще без мозгов. А он, Другой, думает - но по-другому. К тому же качество и количество серого вещества у всех разное, метаболизм информационный у всех разный (соционика говорит, что 16 типов метаболизма есть, и не один не хуже другого; и это врожденное).  Не говоря уже о разном у всех образовательном уровне и жизненном опыте.

А пытаться переделать психику или мыслительный аппарат другого - это и есть тонкая форма фашизма. И это куда страшнее его привычных незамаскированных форм.

Давайте всем дадим право на существование - и себе, таким часто не-толерантным тоже. А если себе - то и другим. Мир большой, его на всех хватит.

Наверно, где-то меня занесло; но надо ж было как-то отметить прошедший День толерантности?

2 коментарі:

  1. Как по мне, вас весьма правильно занесло :). Потому как терпеть и принимать - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И толерантность - это ничего более, чем просто терпеть (особенно в нашей стране). Терпят-то тех же глухонемых людей многие, а вот принимают - единицы...

    ВідповістиВидалити
  2. о да; мне вчера такой читатель вывел из строя комп (неспец., конечно). Стерпела я это с трудом; но приняла, потому как переустановка системы давно просилась, тем более не мне же переустанавливать. В общем, все к лучшему в этом лучшем из миров...

    ВідповістиВидалити

Related Posts with Thumbnails

теги

. "Книжкова шафа" "Сердце матери" #a11y #eBookDay #gaad 140лет 3Д-друк адвокаси анонс Антон Борисов архив аудио аудиокниги аутизм без барьеров белая трость Белозёрка библиография Библиомост библиотека библиотека 2.0 библиотекари библиотеки библиотерапия Билл Гейтс Біла тростина благотворительность блоггинг блогопедия блогосфера буккроссинг буккроссинг. книгообмен веб-дизайн Великобритания видео виїзна бібліотека виставка волонтерство Волошин вспомогательные техноглогии выборы Высоцкий выставка Гаюи геолокация Германия гигиена зрения Григорий Адамов Грин Грузия ГУД дельфинотерапия Диана Гурцкая диджериду дизайн дозвілля без обмежень Донецк доступность е-урядування ЕВРО-2012 Европа Ерошенко ЕС ЖБ живая библиотека живопись зрение ИКТ инваколяска инвалидность Индия инклюзивное образование инновации интеграция интерактив интернет интернет-ресурсы интерфейсы для незрячих информационные технологии информация иппотерапия искусство история кампхіл Канада карта каталог сайтов Каховка кемп кино клуб "Семейная гармония" книги книгоиздание книгообмен Книжкова шафа КНУКиМ Конвенция ООН конкурс контакты конференция краеведение кризис Крым крымские татары культура Латвия лекотека Лина Костенко Литва Львів люди маломобильные читатели Марокко мастер-класс медиа медиагромотность медиация мобильная библиотека мобильные технологии мода музеи музей музыка мы в сми НАІУ наши читатели НГО незрячие неповносправність Новая Каховка новые поступления образование Одесса Олесь Гончар Ольга Скороходова онлайн-справка ООН опрос ориентирование орієнтування особый ребенок Павел пандус периодика писатели плагиат подкаст подкасты Польша право практические занятия практические занятия pcc ридер презентация програма екранного доступу проза ПЭД радио РадиоКавун реабилитация реклама рельєфно-графічні посібники Ремарк Речная звезда Ровно Рубен Гонсалес Гальего сайт СБУ семинар Сердце матери синдром Дауна синдром Ушера синтезатор речи скайп скрінрідер Славское слепоглухота слух сми Соколянский сообщества социальная реклама социальные сети спецбиблиотека спецпотребности спорт справка СРК Прометей статистика стихи сурдо сурдоперевод США тактильная книга тактильные пособия твиттер творчество телетайп ТехКемп техника техника для незрячих тифло тифлокомментирование тифлокраеведение тифлоновости Тифлочас толерантность трансляция транспорт тренинг трудоустройство туризм Туркменистан УБА Украина УТОГ УТОС учеба фандрейзинг Феодосия фестивали флористика фото футбол Харьков Хелен Келлер Херсон хрестоматия Царан цензура цитаты Черкасы Чернобыль читатели чтение Шевченко школа шрифт Брайля экскурсия юзабилити юмор Япония ярмарка accessibility Blogcamp blogday DAISY Digital Libraries e-kniga facebook FLEX Google iBooks Author IFLA iPan_Pensioner IPod JAWS Kapten Mobility LEAP libdayUA Microsoft NVDA Pain RSS Ruby web 2.0