Сторінки

15 грудня 2011 р.

Изучение системы Брайля сегодня (статья Б.Тупоногова)

[Image]
 Предлагаю вашему вниманию очень актуальный материал о необходимости изучения шрифта Брайля как незрячими детьми, так и педагогами, как выясняется в ходе проверок. Конкурсы чтецов-брайлистов, проводимые как в публичных, так и в специальных библиотеках, могли бы привлечь внимание к этой технике чтения, а также служить популяризации чтения в целом.

Фрагмент статьи взят из восьмого номера журнала "Наша жизнь"





ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ БРАЙЛЯ СЕГОДНЯ

Проведённые за последнее время инспекторские проверки и аттестации школ для слепых и слабовидящих детей показали резкое снижение техники письма и чтения по Брайлю. Причин такого положения несколько, в том числе: активное использование озвученных учебных изданий, недостаточная практика всестороннего освоения рельефно-точечного шрифта, плохое знание системы Брайля педагогами и дифференциации методики обучения слабовидящих и слепых школьников, неэффективная разработка офтальмо-эргономических рекомендаций с учётом тактильно-осязательной чувствительности парциального зрения детей при зрительной депривации.

Применение «говорящей книги», фонозаписи и озвученного компьютерного текста во многом снижает объём работы по Брайлю, уменьшая роль тактильно-осязательной чувствительности в учебном процессе. Более того, расчётный, статистический, табличный, картографический, диаграммный и условно-рельефный материалы плохо воспринимаются на слух. Здесь необходимо готовить специальные предложения с использованием брайлевского шрифта и рельефных пособий. Эталоном могут являться методики Н.А. Семевского по созданию фонофильмов, а также разработки И.Э. Рутштейна по созданию специальных приложений к «озвученным учебникам».

В школах для слепых редко проводятся конкурсы по технике применения шрифта Брайля. Многие учащиеся читают рельефный текст одной рукой, особенно часто это происходит у зрячих преподавателей. При правильной методике следует задействовать обе руки: правая считывает, а левая — контролирует. Иногда частично видящие ребята с остротой зрения 0,01 — 0,04 пытаются читать рельефный шрифт глазами. Здесь следует рекомендовать применение защитных козырьков, которыми накрывают текст, оставляя небольшой зазор, чтобы можно было читать исключительно пальцами. Для детей, у которых не наблюдается прогрессирующего зрительного заболевания и констатируются стабильные по¬казатели остроты зрения, возможен перевод на плоское письмо и чтение.


Разработанные в школах-интернатах офтальмо-эргономические рекомендации почти не рассматривают вопросы детерминированности зрительных заболеваний и возможности использования остаточного зрения в учебной деятельности. Впрочем, в Москве и Алма-Ате был накоплен положительный и апробированный опыт в этом направлении. Для такого решения необходимы наблюдения и выводы врача-офтальмолога, учителей и воспитателей, которые работают с данным учеником, а кроме того, согласие его родственников.

Теоретические исследования и практика обучения, воспитания и развития слабовидящих детей показывают, что их полезно приобщать к тактильному обследованию рельефных пособий и натуральных объектов. В резолюции III Педагогических чтений по секции обучения и воспитания детей с нарушением зрения было записано, что учащиеся с прогрессирующими зрительными заболеваниями и с остротой зрения 0,05 — 0,08 должны изучать систему Брайля. Эта профилактическая мера способствует развитию осязательной чувствительности пальцев, предупреждает зрительный рецидив и методически вписывается в рамки полисенсорности восприятия материала.

Кроме того, в данном основополагающем документе была отмечена необходимость всем педагогам школ III и IV видов владеть рельефно-точечным шрифтом. Это требование следует учитывать при их аттестации. Особое внимание нужно уделить учителям русского языка, математики, физики и химии, а также воспитателям специальных школ-интернатов для слепых и слабовидящих. В настоящее время все общеобразовательные учреждения в стране смешанного типа, поэтому чрезвычайно актуально, чтобы преподаватели важнейших предметов в совершенстве владели системой специальных рельефных обозначений. Наши исследования подтвер¬дили, что 82 процента учителей специальных школ не в состоянии грамотно применять изобретение великого француза. Естественно, их подопечные тоже далеко не всегда правильно записывают расчёты, графики, диаграммы, формулы и уравнения, особенно в структурном виде, а порой придумывают собственные значки.

Ещё одной особенностью, которую надо учитывать при формировании «точечных» навыков, является умение контролировать свою запись. Это касается возможности проверять написанное с помощью грифеля, не вынимая лист бумаги из брайлевского прибора. Такую методику отрабатывают с учащимися многие слепые педагоги, а зрячие их коллеги просто не подозревают о данном коррекционном приёме, что негативно сказывается на технике. Кстати, слепых школьников желательно учить и плоскому письму, чтобы они при необходимости могли бы ручкой написать короткий информационный текст, заявление или просьбу. Для этой цели существуют специальные приборы с горизонтальными прорезями, которые позволяют выдерживать ровную строчку печатных букв или прописной кириллицы. Такая работа поставлена крайне слабо, а вот в Хабаровске учитель В.А. Лопухов занимался обучением слепых ребят чтению плоских текстов с помощью осязания. В экспериментах буквы были увеличены по вертикали до двух сантиметров. Данный необычный опыт подлежит тщательному изучению.


Отсутствие навыков письма и чтения по Брайлю приводит к снижению успешности учебно-воспитательного процесса. Такую работу следует организовать с учётом индивидуальных возможностей слепых и слабовидящих детей, структурно-функциональных нарушений органа зрения и вторичных отклонений в развитии. Эффективность этой работы зависит от профессионализма преподавателя и от его знания специальных рельефных обозначений и методик реализации данного комплекса. В этом направлении можно достичь больших высот. Так, например, Заслуженный учитель школы РФ, слепая словесница В.Д. Корнеева читает с помощью осязания быстрее, чем многие зрячие. К сожалению, подобных виртуозов становится всё меньше.

Борис Тупоногов, доктор педагогических наук «ИКП РАО», профессор

Ниже сообщения этого блога о брайлевских чтениях у нас в библиотеке:
Книги шрифтом Брайля на Празднике чтения 

Мы это сделали! (конкурс чтецов - брайлистов) 

Точка зрения 








Related Posts with Thumbnails

теги

. "Книжкова шафа" "Сердце матери" #a11y #eBookDay #gaad 140лет 3Д-друк адвокаси анонс Антон Борисов архив аудио аудиокниги аутизм без барьеров белая трость Белозёрка библиография Библиомост библиотека библиотека 2.0 библиотекари библиотеки библиотерапия Билл Гейтс Біла тростина благотворительность блоггинг блогопедия блогосфера буккроссинг буккроссинг. книгообмен веб-дизайн Великобритания видео виїзна бібліотека виставка волонтерство Волошин вспомогательные техноглогии выборы Высоцкий выставка Гаюи геолокация Германия гигиена зрения Григорий Адамов Грин Грузия ГУД дельфинотерапия Диана Гурцкая диджериду дизайн дозвілля без обмежень Донецк доступность е-урядування ЕВРО-2012 Европа Ерошенко ЕС ЖБ живая библиотека живопись зрение ИКТ инваколяска инвалидность Индия инклюзивное образование инновации интеграция интерактив интернет интернет-ресурсы интерфейсы для незрячих информационные технологии информация иппотерапия искусство история кампхіл Канада карта каталог сайтов Каховка кемп кино клуб "Семейная гармония" книги книгоиздание книгообмен Книжкова шафа КНУКиМ Конвенция ООН конкурс контакты конференция краеведение кризис Крым крымские татары культура Латвия лекотека Лина Костенко Литва Львів люди маломобильные читатели Марокко мастер-класс медиа медиагромотность медиация мобильная библиотека мобильные технологии мода музеи музей музыка мы в сми НАІУ наши читатели НГО незрячие неповносправність Новая Каховка новые поступления образование Одесса Олесь Гончар Ольга Скороходова онлайн-справка ООН опрос ориентирование орієнтування особый ребенок Павел пандус периодика писатели плагиат подкаст подкасты Польша право практические занятия практические занятия pcc ридер презентация програма екранного доступу проза ПЭД радио РадиоКавун реабилитация реклама Ремарк Речная звезда Ровно Рубен Гонсалес Гальего сайт СБУ семинар Сердце матери синдром Дауна синдром Ушера синтезатор речи скайп скрінрідер Славское слепоглухота слух сми Соколянский сообщества социальная реклама социальные сети спецбиблиотека спецпотребности спорт справка СРК Прометей статистика стихи сурдо сурдоперевод США тактильная книга тактильные пособия твиттер творчество телетайп ТехКемп техника техника для незрячих тифло тифлокомментирование тифлокраеведение тифлоновости Тифлочас толерантность трансляция транспорт тренинг трудоустройство туризм Туркменистан УБА Украина УТОГ УТОС учеба фандрейзинг Феодосия фестивали флористика фото футбол Харьков Хелен Келлер Херсон хрестоматия Царан цензура цитаты Черкасы Чернобыль читатели чтение Шевченко школа шрифт Брайля экскурсия юзабилити юмор Япония ярмарка accessibility Blogcamp blogday DAISY Digital Libraries e-kniga facebook FLEX Google iBooks Author IFLA iPan_Pensioner IPod JAWS Kapten Mobility LEAP libdayUA Microsoft NVDA Pain RSS Ruby web 2.0