Сторінки

9 листопада 2008 р.

Читая Ольгу Скороходову (продолжение)




Итак, третья книга Ольги Скороходовой - "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир". Как мы видим, в отличие от первых двух книг 1947 и 1954 годов издания) появился еще один раздел - о том, как автор понимает окружающий мир.


Издана книга в московском издательстве "Педагогика" в 1972 году тиражом 43 000 экз., переиздана в 1990 году тем же издательством, тираж 30 000 экз., уже после смерти автора. (о других русскоязычных изданиях мне пока неизвестно).



Следует отметить очень подробное вступительное слово А.Мещерякова "Об авторе этой книги и о системе обучения слепоглухонемых", где дан жизненный и научный путь И.А.Соколянского, учителя О.Скороходовой, родоначальника отечественной тифлосурдопедагогики, чей вклад в мировую науку еще требует своего осмысления ( в следующем году исполнится 120 лет со дня его рождения).


Сформулированы также основные принципы обучения и воспитания слепоглухих детей. Мне особенно понравилась мысль, что обучаясь пользоваться бытовыми предметами (чашкой, ложкой, одеждой), ребенок одновременно приобщается к общечеловеческой мудрости, сконцентрированной в предметах быта, а это формирует именно человеческую психику.


Второе издание содержит предисловие В.Чулкова ко 2-му изданию, а также 6 фотографий О.Скороходовой, список ее работ (в.т.ч. и изданных шрифтом Брайля), список работ о ней (и шрифтом Брайля тоже).


В фондах нашей библиотеки я нашла не так много материалов из этих списков, в основном газеты и журналы 50-60хх годов у нас не сохранились, но кое-что есть из более раннего, напр., заметка в "Известиях" 1941 года, в "Правде Украины" 1948 года, рецензия на книгу "Новом мире " 1948 года...


Все эти материалы будут представлены на просмотре "Сквозь мрак - к свету и жизни", подготовленном к 13 ноября - Всемирному дню незрячего человека, а также будут использованы при подготовке виртуальной странички О.Скороходовой на сайте библиотеки в рамках совместного проекта с отделом краеведческой литературы.


Всем, наверно, известно стихотворение О.Скороходовой "Думают иные..." (кстати, я несколько раз находила его в блогах, и как по-разному его воспринимают, каждый читает там что-то свое, и это радует)

Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
- Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?

Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим, вдохновенным
Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,-
Не гордитесь этим счастьем предо мной.
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.


А мне, например, нравятся четыре строчки из стихотворения "Соратникам":

И пусть черным-черны межзвездные пространства,
О, там нельзя дышать! О, там нельзя творить!
Но тонкий звездный луч в бессмертном постоянстве
Летит, летит сквозь мрак, чтоб землю озарить...














Немає коментарів:

Дописати коментар