Сторінки

26 березня 2009 р.

Предыстория шрифта Брайля (к 200-летию со дня рождения Луи Брайля

(по материалам журналов "Наша жизнь", "Заклик", брошюры О.Бурчак "Писемність для сліпих: історія та розвиток", Киев, 2005)


чтобы понять всю значимость изобретения Луи Брайля, необходимо хотя бы бегло оценить те усилия, которое предпринимало человечество до него



В Китае сохранились сведения о незрячих учениках Конфуция, которые наощупь читали иероглифы.



Древние греки не видели в слепоте большого несчастья, а считали, что у незрячих развивается особое духовное видение вместо утраченного физического зрения. Нам ничего не известно о том, каким образом записывали свои мысли Гомер и Демокрит, но известно о Дидиме Александрийском (308-395 гг), потерявшем зрение в раннем детстве, получившем хорошее образование и умевшем читать и писать на нескольких языках, используя буквы, вырезанные из дерева.



Первое внятное упоминание о письме слепых связано не с Европой, а с арабским миром. Такое письмо создал багдадский учёный Араб-эль-Амид в 1312 г. Что представляло собой это письмо в действительности, неизвестно.



Первые сообщения о письменности для слепых в Европе относятся к XVI в. Так, Франциско Лукас из Мадрида в 1580 г. изобрёл азбуку для слепых из деревянных досок, на которых в виде барельефа изображались буквы. Примерно в то же время рельефный шрифт создал некий Рампазетто из Рима. Идея рельефного изображения обычных букв в качестве шрифта для слепых распространяется в Европе.



О письме для слепых можно прочитать в большой работе миланского доктора математики и естествоиспытателя Хероламо Кардано, вышедшей в Нюрнберге и Базеле в середине XVI столетья. Такого рода сообщения находятся у Эразма Роттердамского (Нидерланды) и Педро Мексиа (Севилья). Но все они не говорят нам о способах, использовавшихся незрячими при письме и чтении, был ли это шрифт зрячих или шрифт собственного изобретения.



Незрячий профессор математики и физики Кембриджского университета Н.Саундерсон (1682-1793 гг) сконструировал приспособление, позволявшее без помощи зрения производить математические расчеты.



Дени Дидро в своем «Прибавлении к письму о слепых» сообщает о Мелани де Салиньяк, писавшей с помощью деревянной рамки с перемещающейся металлической линейкой. Она читала пальцами книгу с выпуклыми буквами, которую ей изготовили в подарок, пользовалась рельефными географическими картами и специальными передвижными нотами при игре на клавикордах.

В эпоху Просвещения начинают создаваться школы для слепых и предприниматься попытки их систематического обучения. Такие школы нуждались в письменности, и на протяжении XVIII — XIX вв. почти во всех крупных европейских городах создают алфавиты для незрячих. В 20-е гг. XIX в. таких азбук насчитывается уже около 200. Часто даже в одном городе в разных школах использовали разные алфавиты. К сожалению, такое изобилие и разнообразие шрифтов весьма затрудняло контакты между незрячими разных школ и делало фактически бессмысленным многотиражное книгопечатание.

Почти все эти алфавиты представляли собой увеличенные, часто упрощённые, иногда наклонные рельефные изображения букв обычного латинского алфавита. С технической точки зрения шрифты предназначались для того, чтобы слепые могли читать напечатанные с их помощью книги, возможность писать не предусматривалась.



Поэтому следующим шагом было создание шрифтов и приспособлений именно для письма. Такое письмо получило название линейно-рельефного, поскольку обычные буквы изображались рельефными линиями. Создателем первого и наиболее известного варианта этого шрифта стал французский педагог, основатель первого специального учебного заведения для слепых — французского Королевского института для слепых — Валентин Гаюи (1745 — 1822). Основой его шрифта послужили заглавные буквы латиницы. Буквы выдавливали на сырой плотной бумаге между двух натянутых струн. Шрифт Гаюи был довольно громоздким — буквы имели 15 мм в высоту (можно вообразить, какой толщины были книги, набранные таким шрифтом!).

В процессе создания и совершенствования рельефного письма



для незрячих был установлен важный психологический факт: выпуклая точка воспринимается осязанием быстрее, чем выпуклая линия. В этом отношении интересен «игольчатый» шрифт, созданный Иоганном Вильгельмом Клейном (1756 — 1848). Знаки этого письма также повторяли очертания букв латиницы, однако линии были пунктирными. Каждый знак, таким образом, состоял из довольно большого числа точек. Этот шрифт использовался для печатания книг. В алфавите Клейна можно видеть переходный этап от линейно-рельефного письма к рельефно-точечному.



К концу XIX в. линейно-рельефные шрифты практически полностью вытесняет шрифт Брайля. Единственным шрифтом такого рода, применяющимся до наших дней, остаётся шрифт Муна. В середине XIX в. он получил широкое распространение в Англии и Германии. Сейчас в Великобритании и США шрифтом Муна пользуются люди, потерявшие зрение уже в сознательном возрасте, и имеющие представление о начертании букв обычного алфавита. Сами начертания латинских букв в этом шрифте значительно упрощены.



В истории письменности для незрячих встречаются и весьма любопытные эпизоды. Так, в середине XVIII в. некий слепой гессенский крестьянин по имени Яков делал записи с помощью системы насечек на четырёхгранных жердях. Он преподавал арифметику, и после его смерти осталась довольно обширная «библиотека» таких записей; никто, кроме Якова, не знал, как их читать, и все жерди попросту сожгли.



Мария-Тереза Парадис, крестница австрийской императрицы Марии-Терезии, будучи слепой использовала для личных записей придуманную ею систему знаков, которые состояли из булавок, воткнутых в подушку. А в Шотландии в начале XIX в. получила некоторое распространение «верёвочная азбука», напоминавшая инкское узелковое письмо «кипу». В связи с этой азбукой упоминаются имена Дэвида Макбита и Роберта Миллера. Создателям азбуки удалось набрать Евангелие от Марка, Псалтырь и некоторые другие книги.



Первая попытка создания рельефно-точечного шрифта имела место ещё в XVII столетии. Её автором был Франсиско Лана (1631 —1687). В основе его азбуки лежит принцип, далёкий от принципа современного шрифта Брайля. Поле знака делилось на девять частей; значение знака определялось, во-первых, тем, в какой из частей находятся точки, во-вторых, количеством этих точек: например, одна точка в левом верхнем квадрате обозначала букву «А», две точки — букву «О», две точки в нижнем среднем квадрате — «R» и т.д. Этот шрифт употреблялся недолго.

Следующий важнейший шаг к системе Брайля сделал в начале XIX в. отставной капитан французской армии Никола Мари Шарль Барбье де ля Серр (1767 — 1841). Барбье интересовался комбинаторикой, издал несколько работ по тайнописи. В 1819 г. он представил во французскую Академию наук доклад об изобретённом им «ночном письме». Это было рельефное письмо, предназначенное, по мысли изобретателя, для того, чтобы солдаты могли составлять донесения командованию, находясь в боевых условиях ночью. Для письма предлагалась деревянная линейка с бороздками по всей длине, на которую накладывался лист и подвижная металлическая скоба, крепившаяся сверху на лист и линейку. С помощью пуансона в бумаге проделывались выпуклые точки. В военном деле это изобретение применения не нашло, однако Академия указала на возможность использования «ночного письма» для нужд слепых людей. В 1821 году Барбье представил свое изобретение студентам Королевского института для слепых, среди которых был и двенадцатилетний Луи Брайль.(продолжение будет)





Немає коментарів:

Дописати коментар