Сторінки

23 серпня 2009 р.

В Херсоне родители незрячих детей объединяются

свежий номер "Гривны" порадовал вдвойне: интересной (долгожданной) информацией и оперативным размещением ее на сайте газеты

Чрезмерная опека – не выход

Татьяна КИРПА // Гривна № 34 (763) 20.08.2009 (стр. 31)


Херсонка Елена Майчук пришла на встречу инициативной группы в областной организации общества слепых вместе с маленьким сынишкой. Сама молодая женщина зрячая, а вот её Саша слепой с рождения. И пока взрослые обсуждали, как можно помочь незрячим деткам чувствовать себя более-менее «уютно» в обществе, 4-летний мальчуган периодически протискивался ко мне и с детской бесцеремонностью ручками ощупывал лицо

Это взрослые люди, лишённые возможности видеть окружающий мир, выстраи­вают для себя образ собеседника по его голосу и интонации, а малыш, как говорится, без комплексов: «что там за незнакомая тётя?».

- Ты любишь сказки? – спрашиваю.

- Любью… – отве­чает Саша.

- Вчера читали одну сказку, – говорит его мама, – так потом весь вечер пыталась объяснить, что такое тень: зрячему ребёнку можно показать, а слепому? Не знаю, понял ли Саша до конца…

Конечно, незрячие дети вряд ли совсем смогут обойтись без помощи родных, а то и вовсе по­сторонних людей. Но можно хотя бы научить их ориентироваться в пространстве, чтобы они самостоятельно могли перемещаться по городу, дать возможность общаться со сверстниками, а не сидеть в четырёх стенах. Об этом и шла речь на встрече в облорганизации УТОС, при которой появился Центр реабилитации и интеграции для слепых и слабовидящих детей.

- К нам стали поступать звонки от родителей таких деток: полностью незрячие малыши остались за пределами дошкольного воспитания, их не берут
в детский сад. Да и общения со сверст­никами они лишены, – говорит одна из активисток УТОС Светлана Кандала. – Но хуже всего то, что мамы и папы не знают, как обращаться с незрячими и слабовидящими детьми, чрезмерно опекают их. Родители забывают, что они не вечные, –
и что потом ждёт их слепого сына или дочь?

Светлана знает, о чём говорит, – сама она не видит. Но это не помешало молодой женщине по­ступить в вуз: сейчас она осваи­вает профессию менеджера. Ещё один из примеров того, что при желании незрячий человек может найти себя в жизни, – небезызвестный читателям «Гривны» Павел Корчагин. Наша газета не раз рассказывала своим читателям о тёзке литературного героя, который, ослепнув в 20 «с хвостиком» вследствие болезни, всё же нашёл в себе силы получить высшее образование (к слову, диплом Павел получил всего несколько недель назад, с чем мы его от души поздравляем). Он занимается программированием, помогает своим «друзьям по несчастью» осваивать компьютер и те возможности, которые он даёт незрячим: слушать аудиокниги, «читать» с помощью специальной программы, проговаривающей вслух текст на экране, заводить новых знакомых через Интернет.

Но подобные примеры – больше достижение самих людей, результат их огромного труда (чего стоит для незрячего только каждый день доехать в переполненной марш­рутке на другой конец города в вуз!). В обществе же пока для слепых сделано немного. «В микрорайоне, где мы живём, есть детский сад для детей с нарушениями зрения, – говорит мама маленького Саши. – Но туда принимают с определённым минимальным зрением, которого у моего сына нет. Я сама по образованию воспитатель, но я знаю, как воспитывать зрячих деток. Каких-то специальных знаний, как воспитать своего сына не беспомощным, привить ему навыки и умения, присущие здоровым людям, у меня нет. Приходится по крупинкам собирать информацию в Интернете. К тому же Саша, как многие незрячие дети, очень музыкальный, прекрасно поёт. Знакомые подарили нам простенький синтезатор, и Саша самостоятельно подобрал на нём мелодию дет­ской песенки, которую услышал. Но опять-таки – в музыкальной школе нам сказали, что принять моего ребёнка не могут: ни у кого из преподавателей нет опыта обучения незрячих детей…»

- Узнавали насчёт детского сада, чтобы такие малыши, как Саша, могли туда ходить. Нам сказали, что если наберётся не меньше 6 детей одного возраста, тогда для них, возможно, откроют группу. Но ведь это же нереально! Да и зачем изолировать таких детей? Им наоборот нужно не замыкаться, – считает руководитель областного УТОС Валерий Шульгин.

Пока что «спасение утопающих» взяли на себя люди, которые в молодости потеряли зрение, а также родители детей с недостатками зрения. Они готовы поделиться тем, как смогли реализовать себя в жизни, помочь другим родителям и, возможно, вместе искать пути адаптации незрячих и слабовидящих деток в обществе. Обращаться можно по телефонам 39-45-53 и 8(095)472-52-55.

_________________________________________________________________

В телефонном разговоре Елена сказала, что создала даже свой сайт "Воспитание и обучение незрячего ребенка", но так как он создан на mylivepage.ru, то найти я его пока не могу, буду ждать ссылку от нее.

4 коментарі:

  1. http://sites.google.com/site/httpblagotvoritelnost/home

    ВідповістиВидалити
  2. http://sites.google.com/site/httpblagotvoritelnost/home

    ВідповістиВидалити
  3. Спасибо за информацию. Честно говоря, сайты с тремя восклицательными знаками на главной меня слегка смущают...

    ВідповістиВидалити
  4. пока только начинаем! но надеемся что это начало не станет концом!

    ВідповістиВидалити