Сторінки

4 жовтня 2009 р.

А вы как считаете?

Вот я всегда знала, что меня разоблачат, но чтобы так быстро...

Собственно, о чем я тут молчала больше года, говоря при этом о чем угодно?

Впрочем, почему молчала? - об этом написано на стене справа не очень большими буквами:
Блог задуман как рабочий инструмент Центра для читателей с особыми потребностями Херсонской областной библиотеки, а также как попытка снять любые барьеры в системе библиотека-книга-читатель.

При этом замалчивалось вот что: если вдуматься, то библиотека без барьеров уже не есть библиотека! Мы все хорошо знаем из философии, что все явленное - отграничено. То есть имеет свои границы- барьеры. Это является основным условием про-явленности, простите за каламбур.

Если границы и барьеры окончательно снимаются, то то, что отграничено, сливается со всем остальным пространством и как бы вообще перестает существовать (в том плане, в котором существует все окружающее). То есть оно существует дальше, но транс-фор-ми-ро-вав-шись во что-то и видоизменившись до неузнаваемости.

А если вы сомневаетесь в этом тезисе, то вспомните, что кожа - тоже своего рода защитный барьер, и может ли сущестовать человеческое тело без кожи?..

Если мы рискнем пойти в своих мыслительных упражнениях еше дальше... и будем это делать честно...и честно ответим хотя бы себе на один простой вопрос "что же является главным барьером "в системе библиотека-книга-читатель", то мы скажем себе тихонечко "библиотекарь".

А если вы будете возмущаться, то напрасно. Только представьте себе: есть книга и есть читатель. И тут начинается:

1-ый барьер - библиотекарь отдела комплектования взял и НЕ купил эту книгу для читателя (ну, возможно, он при этом руководствовался самыми благими намерениями) - и книга и читатель уже не встретятся

2-ой барьер - библиотекарь отдела обработки допустил ошибку при систематизации книжки, и ее теперь можно найти в каком угодно разделе каталога , но не в том, где вы ищете; карточку влили ошибочно в другой ящик каталога; в электронном описании допущена элементарная опечатка в фамилии автора, названии или инвентарном номере...
- и книга и читатель уже не встретятся


3-ий барьер - библиотекарь книгохранилища случайно влил книгу не на место ( и при форматной расстановке это фиг знает когда обнаружится, ищи-свищи книгу) - и книга и читатель уже не встретятся

4-ый барьер - библиограф не сделал аналитическое описание книги-сборника или не все возможные ключевые слова ввел в базу данных - и книга и читатель уже не встретятся


5-ый барьер - библиотекарь на входе в библиотеку не улыбнулся читателю, а посмотрел на него очень строго, а читатель попался нежный - развернулся и ушел - и книга и читатель уже не встретятся

и эту песню про старушку-библиотеку можно долго продолжать, и у всех найдутся яркие примеры барьеров, но давайте уже скажем в рифму:

101-ый барьер - они-таки встретились (читатель и книга), но как назло, читателю по ходу чтения очень кушать захотелось (мне всегда хочется, когда книга интересная) - а буфет уже был закрыт; а туалет не очень комфортабелен; а гардеробщица громко проявляла свои педагогические таланты; и вообще в библиотеке было чертовски холодно, но читатель не стал размышлять, виноват ли тут библиотекарь - а взял и ушел, навсегда.

В общем, кто виноват, понятно - библиотекарь.
А что делать? читать вот это:
Библиотека 2.0 стремится к уничтожению барьеров; барьеров, которые библиотекари наложили на услуги, временные и пространственные преграды, барьеры, изначально присущие нашей деятельности. В данной пользователецентристской парадигме библиотеки могут предоставлять информацию, развлечение и знания прямо в руки пользователя не зависимо от того, где он находится, с помощью наиболее подходящих для этого средств. Хотя библиотека 2.0 и использует технологии 2.0, это не означает замену уже используемых традиционных технологий, а скорее предполагает дополнительный функционал. На самом деле принципы веб 2.0 предлагают библиотекам много возможностей для лучшего обслуживания уже сложившейся аудитории пользователей.

Но! оставим все-таки библиотекарю библиотекарево, то есть пусть он сначала наведет порядок на полках, в картотеках, бумажном и электронном каталогах, а потом уже борется со спидом, прививает толерантность и сеет, сеет, сеет разумное-доброе-вечное и высоко несет светоч непревзойденной духовности,( к чему никогда мое сердце не лежало, такая я зараза).

Потому что вот уже белорусские коллеги всерьез обсуждают лозунг «Библиотекарь – это социальный лидер» - и мне как-то сразу плохеет, сразу как-то я в лице изменившись, словно испугавшись...что на горизонте замаячили времена, когда главной функцией библиотеки открыто декларировалась функция идеологическая. Потому что больше библиотекарям вроде как нечем заниматься, как быть социальными лидерами, и уже все сделано, уже все каталоги и каталожки объединены и выставлены в интернет, и у всех читателей единый читательский билет, и проч, и проч. и проч. (см. опыт библиотек Финляндии).

Может ли библиотекарь быть социальным лидером? - Конечно, может. Да сколько угодно. При одном условии - что это самое место (социального лидера) больше никем не занято, и все остальные общественные институты куда-то попроваливались.

Можно ли рисовать картины ногами или на ПК ногами работать? - можно, и тому есть примеры. Но это если рук нет. Это всегда вынужденно и не очень удобно.

Мне больше нравится другое определение библиотек, данное кем-то из отцов-основателей нашей почти стасорокалетней старушки, которая рождалась как публичная, на общественные средства: "библиотека- барометр общественной жизни". Просто барометр, но точный. И если этот барометр показывает на библиотекаря как на социального лидера, то лично мне это не нравится. Пусть уж лучше будет серым кардиналом )))

Так выпьем же (чайку) за то, чтоб все барьеры исчезли навсегда, но один, саааамый маленький, все же оставался, позволяя тем самым существовать и библиотеке как месту обитания библиотекаря.

(Это был спич по случаю окончания работы над гугль-календарем Центра (см. в самом верху страницы и тут ), я в восторге от предоставляемых им возможностей!)








Немає коментарів:

Дописати коментар