Сторінки

27 лютого 2011 р.

Практические занятия, день 4-ый: Youtube

 (конспект того, что могу забыть сказать)

С сервисами хранения и обмена видеофайлами все так  или иначе знакомы.

Говорим о  Youtube ( как он может использоваться библиотеками), потому что... (читать)

Собственные, снятые Библиотекой видеоролики.

 Представьте себе, что вы на библиотечной полке находите некую книгу – без обложки, без названия, без сведений об авторе, с неизвестной тематикой….Захочется ли вам полистать ее, познакомиться с ней поближе?

А что вы скажете, обнаружив в электронном каталоге или ИРБИСе описание с минимум заполненных полей?

 А ведь чаще всего так и происходит, если библиотека, выкладывая свой ролик на Youtube, не обременяет себя заполнением всех предложенных полей в описании видеофайла, простановкой тегов и тематических рубрик, написанием краткой аннотации… И если при этом библиотека не удосужиться хоть как-то прорекламировать свой видеопродукт в социальных сетях, то вероятность того, что ролик будет найден потенциальными зрителями (и ваш труд не пропадет зря), очень мала.

А если вы дадите ролику четкое и понятное для поисковых машин название, проставите теги, напишете внятную и интересную аннотацию,  добавите в описание ссылку на свой сайт или блог, или свою электронную почту, отметите на карте место, о котором идет речь в ролике, да еще будете отвечать на комментарии пользователей – скорее всего, вы получите и обратную связь, и заинтересованность пользователей, и приток посетителей на ваш основной библиотечный ресурс.

Пример: если вы выложили видео-презентацию книги Оксаны Забужко «Музей покинутих секретів», состоявшуюся в вашей библиотеке села Ивановка, Херсонской области, и при этом заполнили все поля, то ваш видеоролик отразится при поиске на слова «Оксана Забужко», «видео», «книга», «литература», «презентация», «Ивановка», «Херсон», «библиотека», «чтение» и т.д. – если вы использовали эти слова в описании своего видеоролика. Кроме того, ваш ролик будет автоматически рекомендоваться сервисом Youtube при поиске по этим параметрам.

А если еще при этом вы начнете выкладывать свои библиотечные видеоролики не бессистемно, с разных аккаунтов, а под узнаваемым библиотечным никнеймом, да еще соблюдая хоть какую-то периодичность (1-3 раза в месяц, например) - вы без особого труда получите нечто вроде своего библиотечного видеоблога, а ваши поклонники – готовый канал RSS, возможность на него подписаться и стать его постоянными зрителями.

Видеоканал вашей библиотеки (проекта, направления работы, темы) – еще один  информационный канал, предлагаемый библиотекой для своих пользователей, и не требующий особых затрат на его поддержание, поскольку простенький сюжет длительностью 1-5 мин снять и смонтировать сможет кто угодно.

Иногда бывает, что библиотечные ролики выкладываются с нескольких аккаунтов сотрудников (отдел искусств выложил свое, читальный зал - свое, Интернет-центр – своё…в таком случае их все равно желательно объединить в общий видеоканал для удобства пользователя, и не использовать «рабочие» аккаунты» для публикации видео «личного» характера, - надеюсь, это не вызывает возражений?

Внимание: любой отснятый сюжет перед загрузкой на Youtube необходимо «сжать» (как- спросите у своего технич. персонала, продвинутых читателей или Гугла - он еще не сломался) и настоятельно рекомендуется снабдить его субтитрами, чтобы пользователи с ограничениями слуха тоже могли понять, о чем там идет речь.

Видеоролики, созданные другими пользователями, - открывают бесконечный простор для творчества и дополнения к печатной продукции. Можно формировать плей-листы какой угодно тематики, добавлять туда найденные на Youtube ролики и предлагать пользователям уже просмотренный и отсортированный материал.
Например, у меня созданы такие плейлисты:

IT технологии для НГО
Save old Kherson
Видеоролики о книгах и библиотек
Интеграция в общество
История Херсона
Трудоустройство инвалидов
Херсон
без барьеров
веб-доступность
инваколяски
социальная реклама
тифло

 Весь плейлист сразу можно встроить в свой ресурс точно так же, как и отдельный ролик, можно получить ссылку на него и дополнить им свою виртуальную и реальную выставку и т.д.

Пример: моя подборка видео о книгах и библиотеках в водном плейлисте:
 
  

Мое личное мнение: считаю, что если вы предлагаете своим читателям ролик к просмотру на своем сайте (блоге), всегда нужно хоть несколько слов сказать о том, что именно вы предлагаете посмотреть, о чем там речь, зачем, собственно, мне его смотреть.Сама вряд ли буду запускать ролик непонятно о чем или с темой "смешно", "посмотрите все"  и т.д. А вы

Внимание: любой не вами выложенный ролик может исчезнуть с Youtube в любой момент.  Если вы не хотите терять с трудом найденный и ценный материал – две буквы ss перед словом youtube после www. в адресе конкретного ролика значительно облегчат вам жизнь, пополнят ваши коллекции видеоматериалов и сделают ваши презентации независимыми от капризов Интернет-связи.

Полные инструкции по работе с видео (на английском языке) –на сайте 
vimeo.com - тоже очень удобном для использования . Попробуйте.

Домашнее задание:
1.Найти на ютьюбе ролики о нашей б-ке или снятые в нашей б-ке (точно знаю, что есть 3, но найдется, если поискать, и больше)
2.Составить свой плейлист из роликов других пользователей по рабочей теме вашего отдела.
3. Проанализировать библиотечные ролики, выложенные в блоге "Бібліотечний автобан" с точки зрения того, что тут говорилось сегодня.


Share |

4 коментарі:

  1. Наталья, огромное СПАСИБО!. Не доходили руки все систематизировать...к тому же многое не знаю. Сейчас практикуюсь, изучаю и планирую своих учить. Чтоб активизировать в сетях.

    ВідповістиВидалити
  2. Суперский пост и спасибо за ссылку. Систематизация с объяснениями просто прекрасная - и коротко, и одновременно полно, и без воды. Скорее всего дам ссылочку или как-то использую в наших офлайновых публикациях тоже. С соблюдением авторских прав есс-но :)

    ВідповістиВидалити
  3. Я рада, если это кому-то пригодится, хотя писалось скорее для себя, чтоб не забыть сказать, а то Остапа иногда несет ))

    ВідповістиВидалити
  4. Наталья, вашим ученикам повезло! Все, о чем нужно "не забыть" при работе с социальными видеосервисами, есть в этом посте. Буду его рекомендовать своим коллегам.

    ВідповістиВидалити