Сторінки

6 лютого 2011 р.

Анна Яблонская : "Здесь и навсегда"


В Херсоне 10-13 февраля пройдет театральный фестиваль "Лютый/Февраль", на который съедутся актеры из Украины, России, Литвы, Франции и Киргизстана.
 Организаторами фестиваля являются московский и херсонский театральные центры имени Всеволода Мейерхольда, а также херсонский центр молодежных инициатив "Тотем".


Один из спектаклей - "Где-то и около" - будет поставлен на пьесу одесситки Анны Яблонской, погибшей в результате теракта в московском аэропорту "Домодедово". Режиссером спектакля выступил херсонский журналист Евгений МАРКОВСКИЙ.
А.Яблонская также была в числе приглашенных на фестиваль. (источник - УНИАН)
Предлагаю вашему вниманию статью из газеты "Херсонский вестник" "Анна Яблонская: здесь и навсегда".

"Это главные слова моей жизни.«Где-то» и «около». Вот есть люди, которые про­живают жизни, а потом их дети или соседи спрашива­ют: что вы помните о папе и о маме, о тете Гале с третье­го этажа? И тогда говорят: «прекрасная женщина», «служил на флоте», «на­чальник отдела», «слипши­еся пельмени», «дважды си­дел», «красивая», «три жены», «синяя тойота», «ак­триса», «два высших образо­вания», «бесстыжая», «зо­лотые руки» «вставная че­люсть». А вот что скажут обо мне. Где-то и около. Вот два слова. Два слова. Два. Око­ло и где-то».

Этот отрывок Анна Яблонская вложила в уста героя своей ран­ней пьесы, которая так и назы­вается - «Где-то и около». Неко­торые театральные критики и даже знакомые Анны поспешили утвердить, что на самом-то деле этой развернутой фразой драма­тург характеризует саму себя, свое собственное место в жизни. Думается, это далеко не так. Ведь в свои 29 лет Яблонская уже была одной из самых заметных и про­грессивных фигур современной театрадьной практики: за воз­можность поставить спектакль по ее пьесам вот уже на протяже­нии пяти лет буквально сражают­ся известные в России театры и режиссеры. «Бермудский квад­рат», «Видеокамера», «Выход к морю», «Где-то и около», «Дюй­мовочка и мотылёк», «Заброшен­ное радио», «Монодиалоги», «Письмо в зоопарк», «Тепло», «Утюги», «Шоу ковбоя без соба­ки» - все эти произведения дав­но и успешно входят в реперту­ар таких театров, как московская «Практика», петербургский Молодежный центр театрального и киноискусства "МИГ", пермская "Сцена-молот" и других. Кроме того, за свою совсем недолгую литературную карьеру Анна Яблонская была отмечена целым радом серьезных премий: лауреат премий "Дебют" (номинация "Литературная критика", 2004), драматический конкурс "Евразия - 2005" (Екатеринбург, 2005), дипломант конкурса современной драматургии "Свободный театр" (Минск), лауреат международного конкурса "Премьера.txt".

А 24 января 2011 года, в Мос­кве Анна должна была стать ла­уреатом очередной премии: на этот раз не только одной из са­мых престижных, но и одной из самых репрезентативных. Не каждый год драматург, театрал, удостаивается внимания киноре­жиссеров! Но премию «Личное дело» журнала «Искусство кино» за последнюю пьесу «Язычники» Яблонской получить было не суждено. На торже­ственной церемонии ведущий несколько раз откладывал мо­мент вручения награды: все на­деялись, что наконец-то Аня от­ветит на звонки в аэропорт До­модедово. Но надежды оказалсиь напрасніми: на следующее утро Анна Григорьевна Машутина (псевдоним - Яблонская) уже значилась в списках погибших в результате теракта...


Пьесы Яблонской написаны живым и понятным, очень легким языком; как и подобает текстам с настоящей глубиной, в них есть место и смешному, и печальному, и возвышенному, и земному. Это во многом выделяет их из того потока драматургического материала, который в последние 5-7 лет поистине захлестнул современную российскую драму. Вот только один из отзывов, выложенных в чита­тельском блоге: «Это что-то жи­вое, новое и... действительно интересное. Вот просто интерес­но читать. Сейчас поработаю и буду читать дальше. Это так при­ятно - когда читаешь пьесу, и тебе интересно. В нашей «новой драме» такое встречается та-а-а-ак редко! Обычно хочется убить автора, задушить его, хотя бы дать в ухо за эту скуку, кото­рую он выдал под названием «пьеса». Здесь же - радость! Читаем дальше. Как хорошо!»
Тем более поражает, что, не­взирая на эту жизненность, бур­лящую витальность пьес Анны Яблонской, некоторые ее днев­никовые рассуждения последних месяцев настолько мрачны, что их можно принять за щемящие предзнаменования трагедии. Вот, например, поднимая вирту­альный новогодний тост в сво­ем интернет-журнале «Шелко­вый цилиндр», Анна перефрази­рует Льва Толстого: «В общем, давайте выпьем за то, чтобы уверить людей, что я «покаял­ся» перед смертью». Вот запись от 11 января этого года: «Я не человек. Я вообще даже не че­ловек», вот - от 15 января: «Наркоз, транквилизаторы, обезболивающее, гормоны - пу­стоту не лечат». И, наконец, одно-единственное короткое предложение в дневнике от 21 декабря прошлого года: «Мне кажется, у меня осталось очень мало времени»...

...Коренная одесситка Анна Яб­лонская не раз и не два говори­ла о своем желании побывать в соседнем Херсоне: в случае чего, ради такого визита она готова была оставить какие-то важные театральные дела. Ведь здесь,  в Херсоне, у нее уже были единомышленники, и даже друзья: Центр имени Всеволода Мейерхольда приглашал Анну на фестиваль "Лютый/Февраль", который состоится 10-13 февраля, а над постановкой ее пьесы "Где-то и около" Центр продолжает работать и до сих пор. Живо интересовалась Аня и опытом херсонцев по документальной технике "вербатим". Но путь в наш город так и прервался, цели не достигнув, - здесь и навсегда.
 
Евгений Марковский.

Share |

Немає коментарів:

Дописати коментар