Сторінки

7 жовтня 2012 р.

ТехКемп, или инструменты для нового гражданина

ТехКемп состоялся почти месяц назад, а пишу об этом только сейчас.
лого ТехКемпа в Киеве
Во-первых, туда я отправилась "с корабля на бал", то есть после сентябрьского семинара сразу помчалась, еще полная предыдущих впечатлений. А Люк Штеле, который был на нашем семинаре, тоже оказался там, да еще и писал  ни свет-ни заря в группе ТехКемпа на фейсбуке "  ТехКемп не є традиційною конференцією, він дуже інтерактивний. Повеселимося?  "

мой бейджик тренера
Во-вторых, на этой неделе у нас в библиотеке при поддержке Библиомоста проходит форум общественных организаций нескольких регионов Украины по взаимодействию НГО и библиотек, так что пора освежить впечатления, которыми и собираюсь поделиться с участниками форума.

Подробно о самом формате ТехКемпа, впервые прошедшем в Украине, можно почитать на сайте проекта. Сам девиз ТехКемпа "Создавая гражданина мира: строим школы без границ" отлично подходит деятельности современных библиотек. Видимо, поэтому Библиомост и предложил мне там поучаствовать в качестве тренера. Как вы понимаете, от таких предложений не отказываются, хоть и перепугалась я поначалу здорово, глянув на состав тренерской команды.
Но посмотрев, кто поддерживает проект, немного успокоилась :-)

особо вдохновила поддержка бренда в левом нижнем углу
приветствие от Х.Клинтон

Видеобращение Х.Клинтон к участникам проекта и личное приветствие Посла США в Украине тоже вдохновили всех на дальнейшее изучение и использование новых инструментов для работы общественных организаций, и шире - для налаживания коммуникаций в современном обществе.


ссылка на видео

Мне очень понравился сам формат ТехКемпа, и я собираюсь его предложить и для библиотек, и для всех заинтересованных. Если кратко, то вначале группа тренеров разместились каждый за своим демонстрационным столиком, к ним подходили небольшие группы участников кемпа, и каждый тренер в течение 3-4 мин должен был кратко рассказать о технологии, которой он готов поделиться с участниками, заинтересовать их и в идеале сделать так, чтоб потом они пришли на развёрнутый тренинг. Как вы понимаете, получилось около 8-10 таких мини-презентаций у каждого тренера.
Вы не поверите, но моей темой был как раз блоггинг, использование блогов в деятельности НГО.
Вот моя презентация-замануха:


Как вы понимаете, очень трудно, предварительно не познакомившись с аудиторией,  за 3-4 мин рассказать о чем-либо вообще. Но тем интересней.
Потом организаторы собрали всех в большом зале, еще раз представили участникам тренеров, а тренеры - свои темы, и дальше было предложено выбрать себе тренера, до этого определивший с темой.

зову поговорить о блогах

Как вам известно, нет пророков в своём отечестве, поэтому основная масса участников бросилась к заграничным тренерам (херсонцы мне шепнули, пробегая мимо "Тебя, Наташа, мы и в Херсоне послушаем, извини, дорогая..."). Но и украинским тренерам кое-что перепало :-) Честно говоря, я на месте участника поступила бы точно так же, и вообще с удовольствием бы всех переслушала, потому что больше люблю учиться, нежели учить.
(Вот с этими ребятами очень хочу познакомиться поближе, тем более они заверили меня в доступности своих сайтов для посетителей с ограниченными возможностями.)

После более подробных тренингов была работа в группах, где представители НГО и образования обсуждали проблемы, которые можно решить с помощью инструментов, с которыми они только что познакомились. Тренеры эту работу модерировали.
На второй день всё было примерно так же, только состав групп менялся, на тренинги приходили новые участники, а проблемы уже нужно было не ставить, а предлагать их решение. В целом я работала в группах, где обсуждались возможности общественной журналистики, взаимодействие с профессиональной журналистикой, а также способы вовлечения интернет-аудитории в оффлайновые проекты НДО.

Решаем проблемы...

Вот тут на фото хорошо видно, как напряженно мы думали :-)

А в самом конце группы презентовали проекты решения своих конкретных проблем уже с учётом использования каких-либо инструментов из арсенала тренеров.

Думаю, коллеги с лёгкостью адаптируют предложенный формат под рекламу услуг современной библиотеки, например.

Кстати, во второй день ко мне на блоггинг пришли люди, которые уже точно знали, что им блоги нужны, и для чего. И это оказались преподаватель английского языка из Украины и белорусский библиотекарь отдела литературы на иностранных языках. И мы успели даже обсудить некоторые чисто технические нюансы, а не просто теоретические аспекты этого самого блоггинга. Думаю, что в скором времени смогу представить вам эти блоги участников ТехКемпа.

Несколько выводов и наблюдений:


  • блоги и микроблоги почему-то не пользуются популярностью у представителей общественных организаций. То ли для них это пройденный этап (где же тогда интересные блоги НГО?), то ли разницу между блогом и сайтом они еще не уяснили. "У нас же есть сайт!" - это стандартная реакция была на предложение поговорить о блогах. А то, что зачастую сайт НГО - это унылое нечто в лучшем случае с отчётами для доноров, с малой посещаемостью, с отсутствием обратной связи, контент подаётся официальным (если не суконным) языком и в лучшем случае выполняет функцию сайта-визитки... А то и просто - кончились деньги по проекту, в рамках которого создавался сайт - прощайте, обновления на сайте. Как-то так. Об интересных твиттер-аккаунтах я вообще молчу. Предложила: попробуйте поручить ведение блога о вашей НГО или отдельном проекте... волонтёру организации. Или ее постоянному клиенту. Уверена, это было бы интереснее и полезнее. Попробуйте видео-блоги, фото-блоги, ссылочные блоги по теме деятельности организации. Но не замыкайтесь на сайте. Особенно если его - нет.
  • Библиотекари, вы будете смеяться, но наши (и ваши) НГО болеют той же болезнью роста, что и... библиотеки! То есть некоторой эгоцентричностью, зацикленностью на своей деятельности вместо чуткого прислушивания к потребностям тех, для кого они работают (если НДО нацелена на оказание некоторых услуг). Нередко приходилось слышать пассажи типа "как повысить активность сторонников в оффлайне для укрепления (усиления менеджмента) нашей НГО?", "как заставить людей перестать быть пассивными, чтоб они принимали участие в наших акциях, а то и вступили в нас дружными рядами?" То есть какие для этого нужны инструменты высокотехнологичные? При этом меня, как пассивного обывателя, но активного инет-пользователя, совершенно не интересует укрепление какой бы то ни было НГО (если это не моя НГО и я не ее руководитель), ни тем более чьи-либо навязчивые попытки нарушить мой покой и подвигнуть меня активничать в оффлайне. А интересуют меня услуги, которые могли бы мне быть оказаны на выгодных для меня условиях.Вам это ничего не напоминает?
  • Мне кажется, пока нет у НГО чёткого понимания. что инструмент - это всего лишь инструмент. В умелых руках и топор дом построит, а в неумелых - и микроскоп гвоздь заколотит. И всему надо учиться, что-то пробовать, что-то отвергать, чем-то пользоваться - если точно знаешь, для чего ты это делаешь. Есть конкретные проекты - можно поискать под них конкретные инструменты. Не надо много, не надо все сразу, но быть в курсе, интересоваться, что используют другие, пробовать в свободное время самим - надо.


 Это всё и есть образование, а точнее, самообразование.

Наверно, это только часть того, что можно сказать о прошедшем ТехКемпе. Думаю, продолжение будет, ибо всем понравилось.

Участники первого украинского ТехКемпа

Херсонцы на ТехКемпе
Так как я сама не фотографировала, то фотки отсюда (там много-много интересных)
TechCamp Kyiv: Day 1



Кстати, проходило всё это уже по знакомому адресу Мастер-класса (Лаврская, 16)

А мой покетбучек неплохо себя показал для работы в твиттере и на фейсбуке в условиях вай-фая, второй день я пользовалась им. Легче, чем ноут таскать, если ничего сложного не предполагается, особенно если телефон с мобильным инетом решил сломаться как раз перед поездкой.













Share |