Сторінки

29 березня 2011 р.

Знакомимся с подкастами (практич. занятия №5)

 Начало тут
(позже вынесу в отдельную страницу и буду дополнять интересными ссылками):
2. PSS


Практические занятия №5. Подкасты ( в реале не знаю когда будет, все устали и запросили перерыв - говорят слишком много информации сразу) . А я давно хотела выложить.

Будем говорить  о возможностях  использования подкастов в библиотеке.

Что такое подкаст?

это файл

это аудиофайл (запись голоса , музыки,…)

это аудиофайл в формате MP3 (это важно!)

это аудиофайл в формате MP3, выложенный в Интернет

это аудиофайл в формате MP3, выложенный в Интернет на определенном подкаст-терминале (веб-площадке, где подкастеры выкладывают свои подкасты для прослушивания и скачивания, а кто угодно может их прослушать и скачать, даже без регистрации на сайте)


это аудиофайл в формате MP3, выложенный в Интернет на определенном подкаст-терминале , который предоставляет возможность подписаться на канал RSS для этого подкастера (серии подкастов, подкастов на определенную тему и т.д)

Итак, подкаст – это аудиофайл в формате MP3, попадающий к слушателю при помощи технологии  RSS. (посмотреть википедию)

RSS тут важно: получать и слушать любимые подкасты через подписку намного удобней.
Но можно и не пользоваться подпиской, а просто загружать выбранные подкасты на свой компьютер и потом слушать через любое устройство, поддерживающее формат MP3 (компьютер, плеер, моб. телефон и проч.). Очень удобно, что можно прослушать файл (часть файла) без скачивания и решить, нужен он тебе или нет.

И еще : это аудиофайл в формате MP3, имеющий определенное содержание и форму. В начале подкаста с вами обязательно поздороваются, напомнят, что именно вы слушаете, так или иначе представятся; в конце попрощаются, возможно, скажут, когда ждать следующего выпуска.
Когда будете слушать рекомендованные к этому занятию подкасты, обращайте на это внимание – все авторы подкастов будут делать все это по-разному, но эти элементы обязательно будет.
Отсюда: подкаст – это не безликий аудиофайл, непонятно кем начитанный и записанный; он, как и книга, имеет свое название, минимальные сведения об авторе и периодичности и т.д.

Зачем библиотекарю подкасты?
это еще один канал информации. Опыт Финляндии
В стране действует закон об обязательных экземплярах для шести ведущих библиотек. В соответствии с этим же законом сейчас записываются и хранятся все(!) радио- и телепередачи. Четыре подземных этажа в скале, 107 полко-километров архивов хранят свидетельства прогресса нации и мира (источник)

Многие информационные агенства имеют свои подкасты, некоторые радиостанции начинают выкладывать свои выпуски в виде архивов подкастов, бизнес уже использует подкастинг для донесения информации о своих продуктах до пользователей, а библиотеки, музеи – для доставки информации о своих услугах и виртуальных экскурсий.

Понятно, что подкасты могут быть на какую угодно тему и выходить с какой угодно периодичностью. И среди всего этого разнообразия очень легко найти то, что могло бы дополнять ваш книжно-печатный фонд, то, что было бы интересно читателям и библиотекарям.

Примеры подкастов о книжных новинках :
Читальный зал - новинки немецкого и европейского книжного рынка
Чтение без разбору - каждый день — самые интересные книжные новинки с самыми непредвзятыми комментариями, для самых разборчивых читателей

Встречи с писателями, критиками, переводчиками:
Літературній подкаст "кабі.нет"

Подкасты, содержащие литературные произведения полностью или в отрывках:
"Книжкова шафа" (фактически, записи из «Книжного шкафа» тоже являются подкастами, которые я выкладываю с определенной периодичностью:-)

Развлекательно-познавательные подкасты «Школы жизни» (они очень меня выручают, когда читатель хочеть послушать что-то такое…обо всем понемножку…; это первое, что можно предложить читателю для прослушивания в уютном уголке библиотеки, чтоб потом определиться с его предпочтениями и знать, что ему рекомендовать)

По существу, из выложенных в сети подкастов нетрудно собрать аудиожурнал какой угодно тематики и для какой угодно аудитории читателей-слушателей.

Обо всем этом я уже неоднократно писала (см. тег «подкасты»)

А если библиотека решит запустить свой подкаст-канал, как еще один канал информирования своих читателей, то это будет интересно и полезно и читателям (которые не будут напрягать глаза, а прослушают вашу информацию о новых поступлениях,  анонсы того, что будет происходить в библиотеке, обзоры книжных новинок или периодики), и библиотекарям, которые в процессе всего этого освоят массу полезных и нужных вещей.

Все мы видим на улицах и в транспорте массу молодых и не очень людей в наушниках. Что надо сделать для того, чтоб слушали именно ваши подкасты? (тема для размышлений)

Наша библиотека предлагает ( к сожалению, пока нерегулярно и без возможности подписки на сайте):
информацию о книжных новинках ;  как это выглядит на сайте библиотеки
информацию экологической тематики  ;  как это выглядит на сайте экоцентра
подкасты о библиотечных носотях; тифлоновости;  как это выглядит на сайте библиотеки

Поскольку у нас работа с подкастами началась чуть больше года назад, еще нет одной кнопки подписки, и вообще их просто так не найдешь, не зная мест, тут есть над чем работать :-), и не только мне.


Немного практики


Очень замечательно, что прошедший недавно  полушутливый конкурс для библиотек «Библиотека+Читатель= Любовь» включал и конкурс подкастов как одну из трех номинаций. Обратите внимание, что представленных подкастов было всего 6 (видеороликов и слайд-презентаций было намного больше). Возможно, этот конкурс стимулирует интерес к подкастам для библиотекарей.

Советую отслушать эти шесть подкастов (они все коротенькие, от 2х до 10 мин, много времени не займет) и подумать, чего им не хватает, чтоб стать почти настоящими подкастами. Говорим не о содержании, а о всех перечисленных вначале обязательных условиях подкастинга. Обращаем внимание, можно ли файл прослушать без скачивания на свой комп.
http://www.box.net/shared/ra9k7baovb
http://www.box.net/shared/ltcgkbz01nhttp://dounb.podfm.ru/my/1
http://c-pod.molode.com.ua/2011/02/09/biblablabla-3-bibliotekachytachlyubov/

( еще один выложен в "Моем мире", я от него пароль забыла, но вообще, если вы хотите, чтоб вас услышали, зачем же ограничивать доступ  для НЕ-пользователей данной соц. сети?)

 О своем говорить не буду, предоставлю эту возможность вам. Обратите только внимание, где подкаст выложен и как оформлен (какие теги, рубрика, ссылки на источники)

На подкаст-терминале (и это правильно!) выложено два подкаста, где поэт говорит о своей любви к библиотеке. Мы это послушали - и не узнали, что это за библиотека и как зовут поэта. (учтите, многие скачивают подкасты, не читая шоуноты!). А если в  запись добавить эти сведения (напр,, здравствуйте, уважаемые слушатели. Послушайте замечательные стихи нашего местного автора Н. о нашей библиотеке такой-то….), соединить два файла в один,  до-оформить этот канал (проставить теги, указать рубрики, добавить фото поэта и библиотеки к данной записи, краткое описание содержания, да еще добавлять  аудиозаписи в этот канал хотя бы раз-два в месяц…- то уже можно говорить, что библиотека   имеет свой подкаст-канал!

В этом подкасте все эти условия выполнены, рассказана замечательная история , есть сведения об авторе подкаста, понятно, что это за библиотека – но выложен он….
То есть там его не найдет никто и никогда, если не дать специальную ссылку на него. Это равнозначно тому, что  книжку, которую бы вы настоятельно рекомендовали прочитать, вы бы взяли и засунули …даже не в самый дальний стеллаж, а вообще за куда-нибудь за вешалку.
 А масса слушателей подкастов просто ищет их, роясь в тегах или следя за определенной рубрикой на подкаст-терминалах.

Организаторы прошедшего конкурса зря ориентировали участников на использование сервиса   www.box.net; если бы все это было выложено на си поде, например,- было бы лучше и для участников, и для рекламы библиотек в целом.

А вообще я очень рада, что библиотечный подкаст заявлен таким образом; надеюсь, что кто-то заинтересуется таким направлением работы. А занудничаю я тут чисто как библиотекарь: хочется, чтоб сделанная авторами подкастов работа была доделана до конца и услышана большим количеством слушателей.

Обратите внимание, что подкаст-терминалы предоставляют возможность комментирования ваших подкастов, осуществляя таким образом обратную связь.

Ещё  вы можете легко встроить плеер со своим  подкастом в свой блог (сайт, форум, страничку), взяв код плеера, как на podfm, или просто путем копипаста (лучше с помощью правой кнопки выбрать в меню «посмотреть код выделенного фрагмента», просмотреть его, чтоб не утащить ничего лишнего, и добавить код на вашу страницу. Точно так же вы можете добавить плеер с любым нужным вам подкастом другого пользователя – в данном случае ничьих авторских прав вы не нарушаете, подкаст физически хранится на сервере подкаст-терминала, а вы просто проигрываете его со своей страницы. ( Иногда автор может поставить запрет на скачивание, разрешив только прослушивание).

Согласитесь, удачно подобранный аудио (и видео)-контент способен значительно дополнить вашу виртуальную книжную выставку, а также сделать ее доступнее для читателей с ограничениями зрения .

Домашнее задание: сделать поиск на сайтах:
http://c-pod.molode.com.ua
http://podfm.ru/
http://www.podst.ru/

выбрать что-то для прослушивания, прослушать, подписаться на понравившиеся подкасты, поделиться впечатлениями.


Немного истории.
 В одной книжке о компьютерах, изданной в начале 2000-х, говорится:
«Наверняка вы слышали о формате звуковых файлов MP3. На сегодняшний день для пользователей Интернета это последний писк моды. Сообщения об этом формате проникли даже в выпуски новостей в традиционных СМИ, поскольку он используется для пересылки нелегальных звукозаписей через Интернет. Почему же этот формат так популярен? Причина заключается в том, что этот формат позволяет сжимать аудиоданные приблизительно в 12 раз, сохраняя при этом качество, близкое к качеству записей на компакт-дисках».

А первая версия программы MP3-кодирования появилась в Сети около 15 лет назад!

А в другой популярной (и популяризаторской) книжке, выпущенной в прошлом году и посвященной новинкам 2010 года, говоря об iPod – плеере компании Apple, автор пишет:
 Именно создатели iPod натолкнули покупателей на мысль, что слушать на столь продвинутой штуковине можно не только давно наскучившую музыку, но и, к примеру, новости, аудиокниги, комментарии. Словом, то, что может быть начитано голосом и сохранено все в том же хорошо знакомом публике формате MP3.
-Старо! - презрительно заметили обладатели других плееров. – Аудио-книги мы на своих машинках задолго до вас слушали!­­
-Вечно вы во всяком мусоре роетесь! – донеслось в ответ из Apple.- Это у вас всякие книжки-шмишки…Не пойми что. А у нас жутко модная и эксклюзивная штука, называется ПОДКАСТИНГ!
-Под чего? – ошеломленно поинтересовались оппоненты.
-Не под чего, а для чего! Английский давно повторяли? «Каст» - это вещание, а «под» - это наш iPod и есть!
Крыть было нечем, и потому подкастингом пришлось заинтересоваться- тем более  что уже в 2004 году подкаст появился в самом популярном проигрывателе AppleiTunes. Правда, вскоре обладатели самого низкого IQ сообразили, что их, как говорят в Одессе, «немножечко надули»: хотя первые подкасты действительно распространялись с пометкой «только для iPod!”, на самом деле воспроизводить их можно было на чем угодно. И ничего принципиально нового Apple в технологию подкастинга не привнесла: записывай собственный голос, сохраняй его в MP3 да в Сеть выкладывай! Так подкасты перестали быть достоянием Apple и превратились в новый стандарт сетевого вещания, а само слово стало общеупотребительным. Что-то подобное в нашей стране произошло с «ксероксами» - правда, в отличие от Xerox компания Стива Джобса проявила редко свойственное ей благородство и не стала накладывать лапу на ушедший в народ термин. В итоге в 2005 г. слово «подкаст» вошло в крупнейший словарь «американского английского» New Oxford American Dictionary. И не просто вошло, но и было признано словом года!»

Share |

9 коментарів:

  1. щодо мой мир - сама дивуюся

    ВідповістиВидалити
  2. то же самое, когда говорят :"мы Вконтакте выкладываем аудио". И что делать Не-пользователям этой сети? А вот этот, что в "Моем мире", я как-то пропустила вообще, только сейчас увидела, теперь будет стимул вспомнить пароль.
    А нельзя ли все линки на работы конкурсантов потом как-нибудь собрать в одно место? а то на фейсбуке замучаешься искать; а так была бы подборочка видео-презы-аудио. Мож, какой волонер возьмется?

    ВідповістиВидалити
  3. Читайте свежий материал о тренинге по подкастингу, прошедшем в Харьковской областной
    http://molode.com.ua/?q=node/3546

    Цитаты:
    "Але працювали учасники не лише за своїми ноутбуками. Вони виходили на вулиці й «полювали» на перехожих та читачів бібліотеки, голоси яких тепер звучать у їхніх подкастах.

    А найпопулярнішим місцем для запису подкастів стало книгосховище біля туалету :-)."

    ВідповістиВидалити
  4. Прекрасно систематизированный, просто и интересно донесённый материал.Сами сейчас ищем форму и стиль обучающих постов по новым технологиям. Что-то мне пока у нас не нравится. Размышляю на эту тему, ищу идеи у друзей. Вам - успехов:)))

    ВідповістиВидалити
  5. Спасибо; обычно очень трудно писать, не представляя аудиторию. В данном случае это прежде всего писалось для моих коллег, как шпаргалка. Я уже имела представление, о чем они слышали, а чего не слышали. Поэтому выбрала такую форму.

    ВідповістиВидалити
  6. Спасибо,коллеги,за пост. Сегодня как раз о подкастах собралась народу рассказывать,так что ваш систематизированный материал очень мне поможет:-)

    ВідповістиВидалити
  7. ЧУМработница, а вы потом свой конспектик рассказа выложите? Возможно, так и соберем интересный материал сообща?
    вот тут уже работники сферы образования собираются подкасты запускать:
    "Уважаемые педагоги, у вас есть возможность создать подкасты своих школ, где рассказывать не только учебные новости, но и интересные факты, школьные традиции, сообщать учащихся о поступлении в библиотеки и мероприятия и даже создать юмористические рубрики. Надеемся, что благодаря подкастам ученики и учителя больше узнают друг о друге и ... почему бы не создавать аудиоканал вместе?"
    http://c-pod.molode.com.ua/2011/04/05/29-bereznya-u-harkovi-vidbuvsya-sche-odyn-treninh-z-hromadskoho-podkastynhu/

    ВідповістиВидалити
  8. http://www.edu.kh.ua/ru/novosti/id/497/vn/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D1%81%D0%B0%D0%BC-%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE-%D0%BE-%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D1%85%D0%BE%D1%87%D1%83-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%85%D0%BE%D1%87%D1%83/

    ВідповістиВидалити
  9. Ой,боюсь,мой конспект вам не подойдет:-)Тезисно для себя обозначаю ключевые понятия,а дальше - рассказ,показ,эмоции:-)))

    ВідповістиВидалити