Сторінки

25 серпня 2009 р.

Стандарты тактильной книги (мировой опыт)

взято с сайта "Воспитание и обучение слепого ребенка"


Описание Финского стандарта тактильных книг
для маленьких слепых детей

1. Производством тактильных книг занимаются 10 лет. За это время фонд составляет около 400 книг. Книги выдаются на дом или присылаются по почте, что требует от сотрудников библиотеки большого ухода за ними. Их пылесосят, стирают (по возможности), чинят.

2. Изготовители книг - волонтеры, сотрудники библиотеки, студенты художественных училищ.

3. Темы: Сюжеты на основе обычных детских книг из магазинов или специально разработанные.

4. Деление по возрасту: До 1 года - без текста. Только названия предметов. Один предмет на одной странице. 2-4 года - с текстом. Использование шумовых эффектов, запахов. Игровые моменты. 5-6 лет - книги- задания. Возможно отдельная тетрадка с текстом, кассета. Больше подробностей в изображении предметов.

5. Материалы:
Использование различных материалов: дерево, пластик, различные ткани, мех, кожа, молнии, пуговицы, липучки, крупа, настоящие предметы (кошельки, свистки, и т.п.). Использование старых, не нужных в хозяйстве предметов - обувь, ковры, пластиковые бутылки, и т.д. Предметы можно пришить, привинтить, приклеить, и т.д.
Главное требование к материалам - их безопасность. Использовать не ядовитые, не токсичные вещества! (Экологически чистые материалы, клей).

6. Техника изготовления:

  • Контрастные на ощупь материалы, контраст фона и предметов.
  • Яркие, контрастные цвета (для слабовидящих).
  • Малое количество предметов на одной странице.
  • Не очень большой формат страниц, чтобы ребенок мог охватить.
  • Для обозначения низа страницы пришивается шнурок.
  • Предметы можно прикрепить на шнурки, на кнопки, липучки.
  • Обязательно - игровые моменты (напр.: открывание- закрывание карманов - тренировка мелкой моторики).
  • Должны задействоваться не только осязание, но и слух, обоняние.
  • Переплет: либо страницы сшиты различными способами, либо связаны шнурком, веревкой, тесемкой, и т.д.
  • Важно сохранять пропорции предметов
  • Важно сохранять размер одного и того же предмета на протяжении всей книги
  • Книги могут сопровождаться крупнопечатным текстом (для слабовидящих).
  • Можно увеличивать или уменьшать количество мелких деталей (подробности) в зависимости от цели книги (напр.: пятнышки на божьей коровке).
  • Важно изображать предмет со всех сторон (спереди, сбоку)
  • Основное требование - прочность книги!


Описание Российского стандарта тактильных книг
для маленьких слепых детей

1. Различают два вида тактильных книг:
  • ассоциативная книга - сказки, рассказы и т.д., т.е. альтернативный вариант плоскопечатной детской книги с цветными изображениями;
  • дидактическая книга (развивающая). Должна изготовляться тифлоспециалистами. Предназначена для помощи в обучении, познании окружающего мира.
2. Основные требования к тактильной книге:
  • Безопасность - избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот. Прочность книги.
  • Используя опыт финских коллег, необходимо обратить внимание на некоторые моменты при изготовлении тактильных книг:
  • Не очень большой формат книги, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу. Книга не должна быть тяжелой.
  • По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы - закругленными.
  • Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.
  • Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим. Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.
  • Четкий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету.
  • Изображения максимально приближены к настоящим предметам (узнавание предметов).
  • У животных изображаются все четыре конечности, желательно, оба уха, рога, и т.д., чтобы у ребенка не складывалось неправильного представления.
  • Максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания - слух, обоняние, и т.д., т.е. используются предметы, издающие звуки, запахи.
  • Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.

Методы изготовления:

  • различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т.д.), мягкая игрушка, и т.д.
  • Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д.
  • Если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими. Для узнавания верха и низа книги внизу каждой страницы пришивается выпуклая тесьма, шнурок.
  • Книги сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным.
  • Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки.
  • Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т.д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т.д.).
  • На обратной стороне книги - карман с выходными данными издания


Украинский стандарт сейчас разыскивается . У кого есть информация по этой теме - дополните, пожалуйста.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Related Posts with Thumbnails

теги

. "Книжкова шафа" "Сердце матери" #a11y #eBookDay #gaad 140лет 3Д-друк адвокаси анонс Антон Борисов архив аудио аудиокниги аутизм без барьеров белая трость Белозёрка библиография Библиомост библиотека библиотека 2.0 библиотекари библиотеки библиотерапия Билл Гейтс Біла тростина благотворительность блоггинг блогопедия блогосфера буккроссинг буккроссинг. книгообмен веб-дизайн Великобритания видео виїзна бібліотека виставка волонтерство Волошин вспомогательные техноглогии выборы Высоцкий выставка Гаюи геолокация Германия гигиена зрения Григорий Адамов Грин Грузия ГУД дельфинотерапия Диана Гурцкая диджериду дизайн дозвілля без обмежень Донецк доступность е-урядування ЕВРО-2012 Европа Ерошенко ЕС ЖБ живая библиотека живопись зрение ИКТ инваколяска инвалидность Индия инклюзивное образование инновации интеграция интерактив интернет интернет-ресурсы интерфейсы для незрячих информационные технологии информация иппотерапия искусство история кампхіл Канада карта каталог сайтов Каховка кемп кино клуб "Семейная гармония" книги книгоиздание книгообмен Книжкова шафа КНУКиМ Конвенция ООН конкурс контакты конференция краеведение кризис Крым крымские татары культура Латвия лекотека Лина Костенко Литва Львів люди маломобильные читатели Марокко мастер-класс медиа медиагромотность медиация мобильная библиотека мобильные технологии мода музеи музей музыка мы в сми НАІУ наши читатели НГО незрячие неповносправність Новая Каховка новые поступления образование Одесса Олесь Гончар Ольга Скороходова онлайн-справка ООН опрос ориентирование орієнтування особый ребенок Павел пандус периодика писатели плагиат подкаст подкасты Польша право практические занятия практические занятия pcc ридер презентация програма екранного доступу проза ПЭД радио РадиоКавун реабилитация реклама Ремарк Речная звезда Ровно Рубен Гонсалес Гальего сайт СБУ семинар Сердце матери синдром Дауна синдром Ушера синтезатор речи скайп скрінрідер Славское слепоглухота слух сми Соколянский сообщества социальная реклама социальные сети спецбиблиотека спецпотребности спорт справка СРК Прометей статистика стихи сурдо сурдоперевод США тактильная книга тактильные пособия твиттер творчество телетайп ТехКемп техника техника для незрячих тифло тифлокомментирование тифлокраеведение тифлоновости Тифлочас толерантность трансляция транспорт тренинг трудоустройство туризм Туркменистан УБА Украина УТОГ УТОС учеба фандрейзинг Феодосия фестивали флористика фото футбол Харьков Хелен Келлер Херсон хрестоматия Царан цензура цитаты Черкасы Чернобыль читатели чтение Шевченко школа шрифт Брайля экскурсия юзабилити юмор Япония ярмарка accessibility Blogcamp blogday DAISY Digital Libraries e-kniga facebook FLEX Google iBooks Author IFLA iPan_Pensioner IPod JAWS Kapten Mobility LEAP libdayUA Microsoft NVDA Pain RSS Ruby web 2.0