(по материалам журналов "Наша жизнь", "Заклик", брошюры О.Бурчак "Писемність для сліпих: історія та розвиток", Киев, 2005)
чтобы понять всю значимость изобретения Луи Брайля, необходимо хотя бы бегло оценить те усилия, которое предпринимало человечество до него
В Китае сохранились сведения о незрячих учениках Конфуция, которые наощупь читали иероглифы.
Древние греки не видели в слепоте большого несчастья, а считали, что у незрячих развивается особое духовное видение вместо утраченного физического зрения. Нам ничего не известно о том, каким образом записывали свои мысли Гомер и Демокрит, но известно о Дидиме Александрийском (308-395 гг), потерявшем зрение в раннем детстве, получившем хорошее образование и умевшем читать и писать на нескольких языках, используя буквы, вырезанные из дерева.
Первое внятное упоминание о письме слепых связано не с Европой, а с арабским миром. Такое письмо создал багдадский учёный Араб-эль-Амид в
Первые сообщения о письменности для слепых в Европе относятся к XVI в. Так, Франциско Лукас из Мадрида в
О письме для слепых можно прочитать в большой работе миланского доктора математики и естествоиспытателя Хероламо Кардано, вышедшей в Нюрнберге и Базеле в середине XVI столетья. Такого рода сообщения находятся у Эразма Роттердамского (Нидерланды) и Педро Мексиа (Севилья). Но все они не говорят нам о способах, использовавшихся незрячими при письме и чтении, был ли это шрифт зрячих или шрифт собственного изобретения.
Незрячий профессор математики и физики Кембриджского университета Н.Саундерсон (1682-1793 гг) сконструировал приспособление, позволявшее без помощи зрения производить математические расчеты.
Дени Дидро в своем «Прибавлении к письму о слепых» сообщает о Мелани де Салиньяк, писавшей с помощью деревянной рамки с перемещающейся металлической линейкой. Она читала пальцами книгу с выпуклыми буквами, которую ей изготовили в подарок, пользовалась рельефными географическими картами и специальными передвижными нотами при игре на клавикордах.
В эпоху Просвещения начинают создаваться школы для слепых и предприниматься попытки их систематического обучения. Такие школы нуждались в письменности, и на протяжении XVIII — XIX вв. почти во всех крупных европейских городах создают алфавиты для незрячих. В 20-е гг. XIX в. таких азбук насчитывается уже около 200. Часто даже в одном городе в разных школах использовали разные алфавиты. К сожалению, такое изобилие и разнообразие шрифтов весьма затрудняло контакты между незрячими разных школ и делало фактически бессмысленным многотиражное книгопечатание.
Почти все эти алфавиты представляли собой увеличенные, часто упрощённые, иногда наклонные рельефные изображения букв обычного латинского алфавита. С технической точки зрения шрифты предназначались для того, чтобы слепые могли читать напечатанные с их помощью книги, возможность писать не предусматривалась.
Поэтому следующим шагом было создание шрифтов и приспособлений именно для письма. Такое письмо получило название линейно-рельефного, поскольку обычные буквы изображались рельефными линиями. Создателем первого и наиболее известного варианта этого шрифта стал французский педагог, основатель первого специального учебного заведения для слепых — французского Королевского института для слепых — Валентин Гаюи (1745 — 1822). Основой его шрифта послужили заглавные буквы латиницы. Буквы выдавливали на сырой плотной бумаге между двух натянутых струн. Шрифт Гаюи был довольно громоздким — буквы имели
В процессе создания и совершенствования рельефного письма
для незрячих был установлен важный психологический факт: выпуклая точка воспринимается осязанием быстрее, чем выпуклая линия. В этом отношении интересен «игольчатый» шрифт, созданный Иоганном Вильгельмом Клейном (1756 — 1848). Знаки этого письма также повторяли очертания букв латиницы, однако линии были пунктирными. Каждый знак, таким образом, состоял из довольно большого числа точек. Этот шрифт использовался для печатания книг. В алфавите Клейна можно видеть переходный этап от линейно-рельефного письма к рельефно-точечному.
К концу XIX в. линейно-рельефные шрифты практически полностью вытесняет шрифт Брайля. Единственным шрифтом такого рода, применяющимся до наших дней, остаётся шрифт Муна. В середине XIX в. он получил широкое распространение в Англии и Германии. Сейчас в Великобритании и США шрифтом Муна пользуются люди, потерявшие зрение уже в сознательном возрасте, и имеющие представление о начертании букв обычного алфавита. Сами начертания латинских букв в этом шрифте значительно упрощены.
В истории письменности для незрячих встречаются и весьма любопытные эпизоды. Так, в середине XVIII в. некий слепой гессенский крестьянин по имени Яков делал записи с помощью системы насечек на четырёхгранных жердях. Он преподавал арифметику, и после его смерти осталась довольно обширная «библиотека» таких записей; никто, кроме Якова, не знал, как их читать, и все жерди попросту сожгли.
Мария-Тереза Парадис, крестница австрийской императрицы Марии-Терезии, будучи слепой использовала для личных записей придуманную ею систему знаков, которые состояли из булавок, воткнутых в подушку. А в Шотландии в начале XIX в. получила некоторое распространение «верёвочная азбука», напоминавшая инкское узелковое письмо «кипу». В связи с этой азбукой упоминаются имена Дэвида Макбита и Роберта Миллера. Создателям азбуки удалось набрать Евангелие от Марка, Псалтырь и некоторые другие книги.
Первая попытка создания рельефно-точечного шрифта имела место ещё в XVII столетии. Её автором был Франсиско Лана (1631 —1687). В основе его азбуки лежит принцип, далёкий от принципа современного шрифта Брайля. Поле знака делилось на девять частей; значение знака определялось, во-первых, тем, в какой из частей находятся точки, во-вторых, количеством этих точек: например, одна точка в левом верхнем квадрате обозначала букву «А», две точки — букву «О», две точки в нижнем среднем квадрате — «R» и т.д. Этот шрифт употреблялся недолго.
Следующий важнейший шаг к системе Брайля сделал в начале XIX в. отставной капитан французской армии Никола Мари Шарль Барбье де ля Серр (1767 — 1841). Барбье интересовался комбинаторикой, издал несколько работ по тайнописи. В