источник
http://community.livejournal.com/perspektiven/23789.html
Немного информации с недавно прошедшего семинара, проведенного Биргит Ноекер (Германия). Биргит - специалист, давно работающий со слепыми людьми. Она не совсем тифлопедагог (в нашем понимании), ее работа называется "Обучение ориентированию в пространстве и мобильности". Такую программу помощи может получить слепой человек, чтобы по мере возможности самостоятельно передвигаться в квартире и на улице, совершать покупки, ездить на общественном транспорте и т.д.
Биргит в основном работает с людьми с сохранным интеллектом, но некоторые общие принципы вполне можно использовать и в работе с нашими подопечными.
Что нужно делать и что нежелательно во взаимодействии со слепыми людьми?
Некоторые простые вещи, о которых, к сожалению, легко забывать
- не надо резко хватать (при начале разговора, если хочешь спросить). Сначала нужно обратиться, назвать свое имя.
- если ваш разговор закончен и ты уходишь от слепого, надо сообщить ему об этом.
- если ты куда-то идешь со слепым и должен отойти, оставить его на какое-то время, нужно определить ему удобное безопасное место ("Вот стена. Постой тут".)
- к слепому следует обращаться напрямую, не через того человека, который его сопровождает.
- не следует избегать выражений, связанных со зрением (Вроде "Смотри-ка!", "Видишь?"). Это нормально, это часть общего словаря. Вместо "Ощупай" слепому вполне можно сказать "Посмотри!"
- не нужно шептать в присутствии слепого. Он все равно это слышит и понимает, что в помещении есть кто-то еще.
- важно всё время объяснять человеку - говорить, куда мы идем, что вокруг, мимо чего проходим.
- нельзя перекладывать вещи слепого, которые он сам куда-то положил. Они должны находиться там, где он привык, чтобы он мог их сам найти.
- описывая слепому что-либо, не стоит говорить "тут" и "там". "Тут окно" - это непонятно. Понятнее будет, если сказать "Слева от тебя окно", "Справа впереди стул".