По сообщению местной газеты "Гривна", количество пользователей сети Интернет к концу 2008 года составляло 15,5 абонента на 100 жителей Херсона, и это на 43,5% больше показателя 2007 года.
Пятнадцать с половиной пользователей интернет на сотню жителей... интересно, какая доля приходится на пользователей после 50ти (не будем говорить "пожилых"), если население Украины, мягко говоря, не молодеет, как и население Европы в целом.
И вот этот среднестатистический будущий пользователь попадает в сети интернет, незаметно увлекаемый туда...например, библиотекарем.
Зачем ему интернет, часто он сам еще не знает. Но хочет научиться находить там нужную ему информацию (хотеть научиться - это первое и обязательное условие, потому что сказочных блюдечек, выдающих нужную информацию по голосовой команде, у нас пока нет; второе обязательное условие - иметь читательский билет).
Конечно, не обходится без приемов соблазнения и некоторой манипуляции мотивацией будущего пользователя - а как без них? Например, уместно вспомнить о цене конверта в Россию и дальнее зарубежье, о размере пенсий, о ненадежности почты, теряющей фотографии - и о легкости переписки по e-mail ( этот аргумент действует безотказно).
Или, например, приходит дачник в слезах, и срочно хочет знать, что делать с "черной ножкой" на помидорах. Ради любопытства, проведите эксперимент самостоятельно: сколько времени займет поиск в журналах, книгах и т.д, работа с каталогом, бегание по этажам (а если он в библиотеке первый раз, а помидоры гибнут?), заказ литературы из хранилища... - и поиск в любом поисковике и распечатка 2-3 листиков, где написано, что не надо, например, рассаду томатов поливать свежей навозной жижей, и еще несколько своевременных советов, и даже контакты таких же огородников, имеющих доступ в инет...
В результате дачник записывается на курсы пользователей ПК и инета, а вы чувствуете себя где-то мефистофолем :-)
Что еще мы быстро находили в инете:
- результаты футбольных матчей и таблицы отборочных игр неважно в какую лигу
- погоду на завтра и не только завтра
- когда было новолуние в ноябре 1983 года
- программу радиопередач, когда каналы внезапно меняли свои места
- результаты розыгрышей призов в "Книжном клубе"
- значение незнакомых слов
- изображения чего угодно (крейсеров, лошадей и проч.)
- одноклассников ( и только я написала это, как узнала, что теперь активация профиля в одноклассниках ру. что-то стоит, для абонентов Киевстара, к примеру, 9 грн, вообще пустячок, а неприятно)
Я ни разу не преподаватель чего-либо, в том числе и основ комп. грамотности, но делать это мне так или иначе приходится. Поэтому при любой возможности я стараюсь сформировать группу в 6-8 человек, чтоб она прошла первоначальное обучение в нашем Интернет-центре, а потом уже практика самостоятельно или у нас в Центре. Были уже обучены группы слабослышащих, слабовидящих пользователей и смешанные. И если у читателя действительно сильная мотивация чему-то обучиться, то результаты рано или поздно появляются.
Хотя на первом занятии не у всех получается мышку в руках удержать и курсор к нужному элементу рабочего стола подвести, это естественно, вспомните свои первые шаги в чем-либо.
После знакомства с составляющими ПК и чуть-чуть с текстовым редактором пользователю предлагается первая экскурсия в инет с регистрацией своего (первого) ящика. Потому что без этого никуда, ни на сайте каком-нибудь зарегистрироваться, ни в социальной сети.
А уж заведя ящик на мэйл.ру, пользователь в нем осваивается и начинает понемногу выходить в "свет" , то есть Мой мир, а там и фото, и музыка, и сообщества, и много всего интересного. А уж обжившись как следует в Моем мире, можно и в дальнее плавание по волнам инета пускаться, по ходу осваивая несложные операции сканирования, редактирования и отправки своих фоток, перевода своих посланий на язык адресата и т.д.
Наверно, все это звучит смешно для продвинутых пользователей, но я полностью согласна с Максимом Спиридоновым:
1. Нередко «Одноклассники» или «Вконтакте» — это первый сайт, которым серьезно начинает пользоваться человек, впервые пришедший в интернет. Его мотивирует любопытство. Его стимулирует радость встречи, игра в узнавание.
2. Получив первые навыки общения с веб-сервисами в социальных сетях такого типа, многие люди постепенно уходят оттуда и идут дальше — осваивать новые сайты. Они уже немного «подкованы» опытом общения с веб-интерфейсами. И они приходят в социальные сети по интересам, на блог-хостинги, пробуют использовать сайты, предоставляющие тот или иной веб-инструментарий (типа фото-хостингов, видео-хостингов, социальных закладок). То есть осваиваются более основательно.
3. Социальные сети типа «Вконтакте» и «Одноклассники» несут важную просветительскую миссию. Многие люди приходят в интернет именно для того, чтобы зарегистрироваться в них. С этого он начинают свое знакомство с коммуникационными возможностями интернет. Это своего рода «интернет-ликбез».
4. Рано или поздно «взрослая» аудитория Рунета (старше 14−16 лет) пройдет этот ликбез, а юное поколение уже сейчас в таком ликбезе не нуждается. Оно растет в интернет, воспринимая его как естественную составляющую жизни.
И как бы я прохладно не относилась к Одноклассникам.ру и Вконтакте, но это действительно так. И как бы я не прохладно относилась к инету, я всегда буду считать его альтернативой пассивному просмотру тв ( об этом у Спиридонова тут ), потому что для того, чтобы что-то найти в инете, нужно как минимум четко сформулировать запрос и просеять полученный результат, а как максимум - самому это там разместить.
И почему это я так много написла? - потому что не знаю, как на Блоггере сделать "под кат", подскажите, плиззз.
Интересное по теме:
Антон Борисов о разных социальных сетях
"Российская газета" об Одноклассниках.ру
М. Спиридонов о соц.сетях и Компьютере против телевизора
Социальная сеть "возрастных" леди-блогеров
Немає коментарів:
Дописати коментар