состоится 27-31 октября в Киеве, в Музее книги и книгопечатания, и мы там участвуем (27-28 октября) с презентацией тактильных книг для незрячих детей ( в рамках выставки рукотворных книг).
Подробную программу фестиваля можно посмотреть в презентации (если ничего не поменяется, то небольшое наше сообщение будет 28-го)
Собственно, наше - это мое, потому что наш маленький незрячий певец Саша заболел, а с больным горлом ни петь, ни ехать куда-то, как вы понимаете...Что очень жаль, но будем готовиться к следующему году.
Какая цель нашего участия в фестивале ? Попробовать предложить всем мастерам рукотворной книги (а это, как правило, студенты и молодежь) сделать традицией изготовление тактильных книг в подарок незрячим детям - это вполне по силам многим, а от государства издания подобных книг в ближайшее время ждать бессмысленно - подрастают незрячие и слабовидящие дети, которые рискуют осттаться без книг вообще. Слава Богу, таких детей не так уж много; но они есть, и книги им нужны, это аксиома. Если взрослый еще может обойтись аудиокнигой, незрячий и слабовидящий ребенок должен "учиться руками" - мелкая моторика рук развивает определенные участки мозга, что тоже общеизвестно.
Насколько непростая ситуация сложилась с изданием таких книг, вы можете узнать из свежей публикации ; моменты, относящиеся к теме этого сообщения. выделены мной жирным красным шрифтом.
Чтение вслепую
25.10.2010
Татьяна Головченко
Катастрофический дефицит книг для незрячих людей показывает: украинское государство
предпочитает не смотреть на слепых, живущих в нашей стране. Фонды литературы шрифтом Брайля уже много лет не обновляются. В специализированных библиотеках все чаще прибегают к аудиокнигам, в интернатах для детей с проблемами зрения всю информацию школьники получают из уст преподавателей. Но при постоянном восприятии информации на слух элементарно снижается грамотность. И это лишь одна из проблем. Незрячим людям очень тяжело социализироваться в нашем обществе.
И не потому, что они этого не хотят, а потому что им не дают возможность
реализовать себя.
Этой осенью киевские студентки Елизавета Олейник и Евгения Вятчанинова выпустят
уже третью аудиокнигу украиноязычной поэзии для незрячих людей. Голоса студенткам-добровольцам, взявшимся начитывать стихотворения, ставили профессиональные актеры. Средства для финансирования проекта девушки получили на конкурсе студенческих инициатив
Национального университета имени Тараса Шевченко. Выпускники вуза создали специальный
фонд, и экспертная комиссия ежегодно выделяет из него небольшие суммы на самые многообещающие идеи. Свой первый диск, вышедший весной прошлого года, студентки решили посвятить творчеству Богдана-Игоря Антонича. "Его поэзия яркая, красочная, жизнеутверждающая - поэтому именно с нее хотелось бы начать проект для невидящих", - объясняет свой выбор Елизавета. Второй диск был посвящен футуристам Михайлю Семенко, Костю Буревию, Гео Шкурупию, Олексе Слисаренко и Олексе Влызько. Выбор поэтов не случаен. "Мы обратились в Центральную библиотеку для слепых им. Островского и узнали, что им не хватает авторов, к которым советская власть относилась враждебно, - неоклассиков, футуристов, писателей эпохи Расстрелянного возрождения", - говорит Елизавета. И вот в ноябре выйдет еще один диск с сочинениями уроженца Черновцов, немецкоязычного еврейского поэта Пауля Целана - как в оригинале, так и в переводе Василия Стуса. Поэзия сопровождена музыкальными композициями Валентина Сильвестрова. Его музыка, по мнению девушек, очень похожа на поэзию Целана - она так же поройаритмична, алогична, медиативна и чувственна.
Одна из волонтерок - Надежда Федорова - принимала участие в записи всех трех аудиокниг: "Поначалу все воспринималось как-то отстраненно. Для меня это был шанс окунуться в мир украинской поэзии, попробовать себя в начитке. Осознание того, что наша инициатива значит для людей с проблемами зрения, пришло позже, уже после выхода первой аудиокниги. Пришедшие на презентацию незрячие люди рассказали о нехватке материалов в библиотеках, о своем стремлении познавать.
Я сама очень люблю читать и меня ужаснула мысль о том, что слепые люди не могут
просто скачать текст в Интернете, купить или взять в библиотеке любую заинтересовавшую
их книгу. Им приходится выбирать из очень ограниченного списка доступной литературы".
"После того как мы выпустили первый диск, позвонил дедушка из Краматорска, поблагодарил
за аудиокнигу и попросил записать "что-нибудь историческое о Западной
Украине", - добавляет Елизавета. - Конечно, отзывы слушателей - это самое приятное
в нашем проекте".
"Говорящие" книги
В целом ситуация с литературой для слепых в Украине плачевна. Незрячие люди могут либо читать шрифтом Брайля, либо слушать аудиокниги. С развитием компьютерных технологий появились еще и синтезаторы речи, которые воспроизводят появившийся на экране текст. Один из таких синтезаторов стоит на столе у директора Центральной киевской библиотеки для слепых им. Островского Юрия Вишнякова. "Мы стараемся помочь каждому. Таких библиотек, как наша, в стране 79. Иногда книги Брайля рассылаем по почте даже в самые забытые поселки", - сообщает Юрий Николаевич.
Он на ощупь открывает ящичек в столе и достает статистику посещений - листки,
испещренные рельефно-точечным шрифтом. Документация в библиотеке печатается шрифтом
Брайля, ведь многие сотрудники не могут видеть. Всего в фондах библиотеки
около 212 тыс. книг, из них шрифтом Брайля 80 тыс., озвученных - еще 85 тыс.,
в электронном формате - до двух тысяч. Фонды пополняются в основном за счет
частных подарков и пожертвований.
На столе у Юрия Вишнякова газета для слепых "Проминь", напечатанная рельефно-точечным
шрифтом. Это большая тетрадь толщиной два сантиметра, хотя та же информация обычными буквами умещается на двух листах формата А2. Роман "Война и мир" Льва Толстого шрифтом Брайля занимает 36 томов. "Некоторые ходят в библиотеку за общением, ведь это я свободно езжу по городу, а бывает, люди боятся даже на улицу выйти. Жалко, что страдают слепые дети, ведь без литературы они не могут получить нормальное образование", - рассказывает о буднях незрячих Юрий Вишняков.
Ребенку с проблемами зрения в Украине трудно получить образование. У нас всего пять школ для слепых детей - в Харькове, Киеве, Львове, Одессе и Славянске, и еще около 30 интернатов для слабовидящих. Если ребенок совсем не видит, ему нужны учебники шрифтом Брайля, а они не переиздавались уже многие годы. В одесском интернате преподаватели, отчаявшись, вручную обшили контуры границ на обычных географических картах, чтобы дети имели хоть какое-то представление о мире.
Слабовидящим детям не хватает книг крупным шрифтом. "Мы девятилетнюю программу
растягиваем на 10 лет, чтобы дети не сильно уставали. Ведь помимо проблем со зрением они часто страдают и от других заболеваний, - сетует Валентина Петровна, заместитель директора боярской специализированной школы-интерната для слабовидящих. - Нашим детям нужны тетради с очень жирной линией. В продаже таких нет, и для тех, кто видит совсем плохо, мы чертим тетради вручную. Еще мы рисуем на ступеньках желтым цветом - это самый яркий цвет, - чтобы дети могли хорошо видеть, куда ступают". Учителя сами, как могут, пытаются помочь своим подопечным, а отсутствие литературы компенсируют повышенным вниманием.
В Украине существует всего две типографии, способные печатать "брайлевские" книги: и обе из них сегодня не работают. Харьковская типография N27 издательства "Освита" ранее выпускала учебники для специальных школ-интернатов для слепых детей, но сейчас по финансовым причинам эта деятельность приостановлена. Киевский Дом звукозаписи, ежегодно издававший 12-14 наименований книг, с июля прошлого года также прекратил выпускать литературу из-за нехватки средств. Правда, заместитель главы Украинского общества слепых (УТОС) Александр Осадчий говорит, что в конце сентября организация прошла тендер в Фонде защиты инвалидов:
"Надеюсь, этой осенью мы уже снова начнем печатать, но немного - в нашем распоряжении
всего 446 тыс. грн, притом что брайлевская печать дороже обычной".
Слепое государство
Выпускник харьковской школы для слепых Сергей Васин считает, что главной проблемой в таких интернатах является не отсутствие учебников, а недостаточный уровень подготовки детей к жизни. Сам он потерял зрение в раннем детстве, но руки не опустил - получил высшее образование, в 1994-м возглавил Учебно-информационный компьютерный центр УТОС, в 1998-м стал вице-чемпионом по игре в шахматы среди слепых. В своей жизни Сергей столкнулся со многими трудностями. В советское время его не хотели принимать на учебу в университет: по тогдашнему законодательству незрячих выпускников дневных отделений обязаны были трудоустраивать по месту жительства, а нанимать незрячих специалистов на работу не хотели. Тем не менее Сергей поступил в вуз и даже защитил кандидатскую диссертацию по проблемам экономики ФРГ. В 90-х годах он работал экономическим обозревателем в газете "Независимость", сейчас помогает другим слепым осваивать компьютерную науку в центре информационных технологий УТОС.
"Задача педагогов в том, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным человеком.
Нужно показать, как правильно входить в троллейбус и выходить из него, как переходить дорогу, ведь, сколько ни рассказывай, без практики ничего не получится. И так во всем, - рассуждает Сергей. - Одна воспитательница в интернате требовала, чтобы мы сами гладили брюки. Нужно правильно намочить тряпку, правильно нагреть утюг. Сколько раз эти брюки пережигаются, прежде чем все получится! И навыки социального поведения нужны - например, незрячих надо учить говорить не все, что думаешь"
"Нельзя создавать совершенно льготные условия для слепых, потому что если человеку
что-то достается без напряжения, он думает, что так и надо. Учителя в школах для слепых не должны приучать детей, что им на блюдечке все преподнесут, ведь за свое место нужно бороться", - продолжает тему Александр Осадчий.
Другое дело, что государство должно предоставить возможность полноценного образования:
напечатать специальные учебники, художественную литературу шрифтом Брайля, подготовить педагогов для работы с такими детьми и т. д. Поскольку в любом случае на рынке труда незрячие люди поблажек не получат.
Частные инициативы и международные гранты понемногу сдвигают дело с книгами для
слепых с мертвой точки, но без продуманной государственной политики у незрячих людей могут опуститься руки. Особенно это касается детей, которые зачастую происходят из неблагополучных семей, имеют иные, кроме слепоты, серьезные заболевания и нуждаются в особой опеке. Без специализированной литературы они не могут получить нормальное образование. Есть множество профессий, в которых слепой смог бы себя полноценно реализовать. В советское время в КПИ даже был преподаватель по начертательной геометрии, практически ничего не видевший. Важно помочь таким людям поверить в себя.
"Профиль"
источник
Как вы понимаете, для того, чтоб ребенок полюбил книгу и научился с ней работать самостоятельно, надо начинать с книжек-игрушек с выпуклыми тактильными фрагментами ( о больших текстах Брайлем у нас пока речь не идет; у нас малыши - 2-6 лет, часто в селах, это те, кого еще не отдали в школу-интернат; родители обращаются в библиотеку за азбукой со шрифтом Брайля, чтоб дома с ребенком позаниматься - а такую азбуку днем с огнем не найдешь). Возможно, наши поделки на фоне прочего бук-арта будут смотреться бледненько; но это только повод для кого-то сделать книжку лучше и привлекательнее, а для нас - нахвататься любых идей и техник по их изготовлению.
Сторінки
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
теги
.
"Книжкова шафа"
"Сердце матери"
#a11y
#eBookDay
#gaad
140лет
3Д-друк
адвокаси
анонс
Антон Борисов
архив
аудио
аудиокниги
аутизм
без барьеров
белая трость
Белозёрка
библиография
Библиомост
библиотека
библиотека 2.0
библиотекари
библиотеки
библиотерапия
Билл Гейтс
Біла тростина
благотворительность
блоггинг
блогопедия
блогосфера
буккроссинг
буккроссинг. книгообмен
веб-дизайн
Великобритания
видео
виїзна бібліотека
виставка
волонтерство
Волошин
вспомогательные техноглогии
выборы
Высоцкий
выставка
Гаюи
геолокация
Германия
гигиена зрения
Григорий Адамов
Грин
Грузия
ГУД
дельфинотерапия
Джарылгач
Диана Гурцкая
диджериду
дизайн
дозвілля без обмежень
Донецк
доступность
е-урядування
ЕВРО-2012
Европа
Ерошенко
ЕС
ЖБ
живая библиотека
живопись
зрение
ИКТ
инваколяска
инвалидность
Индия
инклюзивное образование
инклюзивный театр
инновации
интеграция
интерактив
интернет
интернет-ресурсы
интерфейсы для незрячих
информационные технологии
информация
иппотерапия
искусство
история
кампхіл
Канада
карта
каталог сайтов
Каховка
кемп
кино
клуб "Семейная гармония"
книги
книгоиздание
книгообмен
Книжкова шафа
КНУКиМ
Конвенция ООН
конкурс
контакты
конференция
краеведение
кризис
Крым
крымские татары
культура
Латвия
лекотека
Лина Костенко
Литва
Львів
люди
маломобильные читатели
Марокко
мастер-класс
медиа
медиагромотность
медиация
мобильная библиотека
мобильные технологии
мода
музеи
музей
музыка
мы в сми
НАІУ
наши читатели
НГО
незрячие
неповносправність
Новая Каховка
новые поступления
образование
Одесса
Олесь Гончар
Ольга Скороходова
онлайн-справка
ООН
опрос
ориентирование
орієнтування
особый ребенок
Павел
пандус
периодика
писатели
плагиат
подкаст
подкасты
Польша
право
практические занятия
практические занятия pcc ридер
презентация
програма екранного доступу
проза
ПЭД
радио
РадиоКавун
реабилитация
реклама
рельєфно-графічні посібники
Ремарк
Речная звезда
Ровно
Рубен Гонсалес Гальего
сайт
СБУ
семинар
Сердце матери
синдром Дауна
синдром Ушера
синтезатор речи
скайп
скрінрідер
Славское
слепоглухота
слух
сми
Соколянский
сообщества
социальная реклама
социальные сети
спецбиблиотека
спецпотребности
спорт
справка
СРК Прометей
статистика
стихи
сурдо
сурдоперевод
США
тактильная книга
тактильные пособия
твиттер
творчество
телетайп
ТехКемп
техника
техника для незрячих
тифло
тифлокомментирование
тифлокраеведение
тифлоновости
Тифлочас
толерантность
трансляция
транспорт
тренинг
трудоустройство
туризм
Туркменистан
УБА
Украина
УТОГ
УТОС
учеба
фандрейзинг
Феодосия
фестивали
флористика
фото
футбол
Харьков
Хелен Келлер
Херсон
хрестоматия
Царан
цензура
цитаты
Черкасы
Чернобыль
читатели
чтение
Шевченко
школа
шрифт Брайля
экскурсия
юзабилити
юмор
Япония
ярмарка
accessibility
Blogcamp
blogday
DAISY
Digital Libraries
e-kniga
facebook
FLEX
Google
iBooks Author
IFLA
iPan_Pensioner
IPod
JAWS
Kapten Mobility
LEAP
libdayUA
Microsoft
NVDA
Pain
RSS
Ruby
web 2.0
Немає коментарів:
Дописати коментар