Сторінки

13 березня 2014 р.

О лошади и о войне

Сегодня, в 70-летия день освобождения Херсона от немецко-фашистских захватчиков, получила вот такое письмо от нашего читателя. Порадовал конверт с ангелом и адрес - просто "обл.библиотека им. Гончара"

В письме была ксерокопия публикации из журнала-газеты "Публика" (Мариуполь), которую я отсканировала и предлагаю вашему вниманию.


Я хозяин!


Шла Великая Отечественная во­йна, июль, август, сентябрь бы­ли жаркими, не только в природе, но еще жарче в степном районном центре Чаплинке. Все переживали за своих сыновей и отцов, сражающих­ся на фронте против фашистских пол­чищ. От мала до велика в колхозе «Червоний трудовик» стремились поскорее убрать отличный урожай всех зерно­вых 1941-го года. Колхозная земля, на­конец хорошо вспаханная тракторами, грамотно засеянная агрономами и круп­но политая честным трудовым потом кол­хозников, отозвалась благодарным коло­сом пшеницы и ячменя. «Убрать за 14 -15 дней урожай!» Вовремя сдать хлебозаго­товки, чтобы было чем кормить Красную Армию и советский народ в тяжелое вре­мя Великой Отечественной войны. Ком­байны и комбайнеры работали от восхода солнца до сумерек. Мы, дети - мальчи­ки и девочки 14 -16 лет - и наши матери в том же режиме все делали, заменив сы­новей и отцов, чтобы вовремя убрать уро­жай. Скосили, обмолотили, отличное зер­но свезено в огромные бурты пшеницы и ячменя.

Мне 14, а брату 11 лет. Отец, уходя на во­йну, дал задание: «Зерно, сало, мясо за­копать, достать оружие, чтобы было чем немцев бить!» Что мы успешно сделали! Среди стариков шел разговор: «Немцы колхозы разгонят, землю дадут. У кого бу­дет лошадь, тот будет хозяином, а у кого не будет, будет вечным батраком без хле­ба и денег!» Я намотал себе на ус: кроме оружия надо иметь и лошадь.


Оккупация села началась в селе Ча­плинке с 12-го сентября 1941-го года. С августа я со своими мальчишками, пи­онерами шестого класса, на аэродро­ме наших истребителей заряжал патро­ны в пулеметные ленты. Наш аэродром часто обстреливали истребители фа­шистов. Мы укрывались в вырытые ще­ли от пуль и бомб. После налетов садились за столы и выполняли задание летчиков. Бои были жестокие. Истреби­тели И-15 и И-16 вылетали в бой на пере­правы у Каховки по 10 -12 раз за день. Сопровождали наши бомбардировщи­ки, которые летели бомбить фашистов на переправе у Каховки. Наша авиация несла большие потери. Враг господствовал в воздухе. Нам было больно смотреть на потери наших героических летчиков в неравной борьбе.

Во время отступления Красной Армии много гибло животных - лошадей и скота. Раненые лошади, загнанные и порой го­лодные, без воды гибли на дорогах и по лесополосам. Проходя вдоль ярка, я об­наружил раненую в переднюю ногу ло­шадь, которая стояла в лозняке и не могла двигаться. Одна кожа и кости. Ее раны мучили, черви и голод, без воды она бы­ла обречена на смерть. Я быстро сбегал домой и вместе с братом Володей при­шел к лошади, принесли зерно и воду, а также «лекарство» от червей в ранах - со­лидол. Повырывали осколки из ноги. Ло­шадь оказалась кавалерийской, хоро­шо обученной и благодарной за помощь. Ее глаза слезились от радости. Она по­верила в нашу доброту и на следующее утро мы дотащили ее до двора в конюш­ню. Она старалась помогать нам, на сво­их трех ногах.

Раны зажили, солидол оказался хоро­шим лекарством от червей. Лошадь ожи­ла, стала быстро поправляться и стано­виться на раненую ногу. Она приносила нам радость, мы ее полюбили как пятого члена детской семьи. Забота и уход сделали её самой красивой, самой стройной, вся в серых яблоках. Мы её прозвали её Серкой. Но немцы приказали свести всех лошадей в колхоз и заставить пахать и сеять для нового урожая в 1942 году. Я ухаживал за Серкой в колхозе, брал к себе на работу. Она была очень трудолюбивой. Я  никогда не пользовался с ней кнутом. Одно слово она понимала как мою просьбу и старалась в паре вытащить тяжесть за двоих. В период между работой мы, мальчишки, часто соревновались "вперегонки". Серка понимала нас и принимала участие в состязаниях. Ей не бы­ло равных.

Но один раз случилась беда. Мы неу­мело наметили маршрут соревнования. Финиш кончался к старту с крутым пово­ротом. Серка с поворотом справилась, а я слетел по прямой, крепко ударился и лежал на земле. Серка, пробежав не­сколько метров по инерции без седока, остановилась и вернулась ко мне. В ее глазах чувствовалось извинение за мое падение. Она ласково облизала мое ли­цо и ждала, когда я поднимусь. Это под­няло меня на ноги, я почувствовал при­лив сил от любви этого животного ко мне. Дружба стала еще нежней. Один зов «Серка» вызывал у нее голос радости - ржание. Она моментально бежала с табу­на ко мне. Ее радовали не хлеб или пирог матери мне на работу, ее радовало обще­ние со мной и благодарность за то, что я ее чистил и мыл металлической щеткой, берег в труде. Радость общения с другом, воскресившая в ней прежнюю любовь конармейца в седле, погибшего в бою, прежние победы на состязаниях, когда она была чемпионом и в ее честь с всад­ником играла музыка победы.

Пришла осень, дожди, холодные ве­тры, разворованные конюшни в колхо­зе не могли согреть животных. Поступил приказ коменданта района Горензы: «Ло­шадей раздать хозяевам по домам». Ре­шение членов общины: кто какую ло­шадь привел, тот и забирает домой. Я в это время не был на бригаде и не знал об этом решении. Вдруг прибегают ко мне мои ребята и, несмотря на зависть, что у меня такая лошадь, сообщают: «Твою Серку забрал дед Марко». У меня сра­зу созрело решение: немедленно найти Серку и забрать у вора.

Через десять минут я во дворе деда Марка. Двор с гектар, вдали от дома са­рай (метров на десять). Забор от огоро­да высотой 120 -140 сантиметров. Посре­ди двора огромная собака, рвется с. цепи. Я вскочил в сарай, а он пуст. Я догадался, что вор прячет лошадь, но где? Громко по­звал ее: «Серка! Серка!» Она отозвалась своим голосом. Я увидел, что сарай пе­регорожен сеном. Серка стоит в помещении без окон и дверей. Дед ее кормил через чердак. Мой разгон, как снаряд пробил перегород­ку из сена. Я раскрыл выход пленнице и, отвязав от яслей, вывел ее во двор. Хозя­ин успел схватить топор, подбежать к буд­ке собаки и отпустить ее с цепи. Я не могу сесть на лошадь, высоко. Говорят, что жи­вотные не имеют ума, я убежден, что это заключение ученых неверно. Серка, оце­нив ситуацию, что ей и другу грозит опас­ность, вдруг стала на колени, я взлетел на ее круп и вцепился в гриву. Миг- и она, взяв разгон, взлетела над забором, оста­вив наших врагов: деда Марка, его топор и злющую собаку за забором. Я был удив­лен уму Серки и ее способности летать над забором, спасая нас от лютых врагов, желающих завладеть чужим добром. (А сколько их развелось в наше время!)

Прискакав к себе во двор,-я поставил Серку в конюшню.

Сохранил я лошадь до 1942-го года. Она трудилась на поле. В 1943-ем году осуществилась мечта Серки, она при­вела маленького красивого лошонка. Он подрос и красота матери Серки, се­рой и в яблоках, блистала на лоне при­роды и солнышка. Жаль, фашисты раз­лучили нас с Серкой. Ее забрали под седло, а меня в концлагерь. Остался кра­савец, серый и в яблоках, один. Дальней­шей судьбы Серки и ее сына я не знаю. Не стал я «хозяином», не стал рабом фашистов! За свою судьбу пришлось бороться в жизни не раз. Побеждает всегда храбрый и сльный духом.
Мне 87-ой год. Милые молодые друзья, будьте верны дружбе не только с человеком, но и с животными. Нас создала природа для жизни, а не для вражды. Помогайте друг другу, а в ответ получите любовь и уважение окружающих.

Гвардии капитан Красной Армии Иван Гаврилович Луценко, г. Херсон.
На фото - Иван Гаврилович прошлым летом вместе с другими нашими читателями.


Еще об Иване Гавриловиче:
У НЕБІ — ЖУРАВЛІ, А В КИШЕНЯХ — ПОРОЖНЬО

Немає коментарів:

Дописати коментар

Related Posts with Thumbnails

теги

. "Книжкова шафа" "Сердце матери" #a11y #eBookDay #gaad 140лет 3Д-друк адвокаси анонс Антон Борисов архив аудио аудиокниги аутизм без барьеров белая трость Белозёрка библиография Библиомост библиотека библиотека 2.0 библиотекари библиотеки библиотерапия Билл Гейтс Біла тростина благотворительность блоггинг блогопедия блогосфера буккроссинг буккроссинг. книгообмен веб-дизайн Великобритания видео виїзна бібліотека виставка волонтерство Волошин вспомогательные техноглогии выборы Высоцкий выставка Гаюи геолокация Германия гигиена зрения Григорий Адамов Грин Грузия ГУД дельфинотерапия Джарылгач Диана Гурцкая диджериду дизайн дозвілля без обмежень Донецк доступность е-урядування ЕВРО-2012 Европа Ерошенко ЕС ЖБ живая библиотека живопись зрение ИКТ инваколяска инвалидность Индия инклюзивное образование инклюзивный театр инновации интеграция интерактив интернет интернет-ресурсы интерфейсы для незрячих информационные технологии информация иппотерапия искусство история кампхіл Канада карта каталог сайтов Каховка кемп кино клуб "Семейная гармония" книги книгоиздание книгообмен Книжкова шафа КНУКиМ Конвенция ООН конкурс контакты конференция краеведение кризис Крым крымские татары культура Латвия лекотека Лина Костенко Литва Львів люди маломобильные читатели Марокко мастер-класс медиа медиагромотность медиация мобильная библиотека мобильные технологии мода музеи музей музыка мы в сми НАІУ наши читатели НГО незрячие неповносправність Новая Каховка новые поступления образование Одесса Олесь Гончар Ольга Скороходова онлайн-справка ООН опрос ориентирование орієнтування особый ребенок Павел пандус периодика писатели плагиат подкаст подкасты Польша право практические занятия практические занятия pcc ридер презентация програма екранного доступу проза ПЭД радио РадиоКавун реабилитация реклама рельєфно-графічні посібники Ремарк Речная звезда Ровно Рубен Гонсалес Гальего сайт СБУ семинар Сердце матери синдром Дауна синдром Ушера синтезатор речи скайп скрінрідер Славское слепоглухота слух сми Соколянский сообщества социальная реклама социальные сети спецбиблиотека спецпотребности спорт справка СРК Прометей статистика стихи сурдо сурдоперевод США тактильная книга тактильные пособия твиттер творчество телетайп ТехКемп техника техника для незрячих тифло тифлокомментирование тифлокраеведение тифлоновости Тифлочас толерантность трансляция транспорт тренинг трудоустройство туризм Туркменистан УБА Украина УТОГ УТОС учеба фандрейзинг Феодосия фестивали флористика фото футбол Харьков Хелен Келлер Херсон хрестоматия Царан цензура цитаты Черкасы Чернобыль читатели чтение Шевченко школа шрифт Брайля экскурсия юзабилити юмор Япония ярмарка accessibility Blogcamp blogday DAISY Digital Libraries e-kniga facebook FLEX Google iBooks Author IFLA iPan_Pensioner IPod JAWS Kapten Mobility LEAP libdayUA Microsoft NVDA Pain RSS Ruby web 2.0
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання