Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. - Москва: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1954 г. - 367 с.
Это самое старое издание книги Скороходовой в фонде нашей библиотеки; издания 1947 года нет.
Для того, чтобы иметь хоть какое-то представление о библиотечном обслуживании читателей со специальными потребностями, нужно обязательно прочесть эту книгу. Чтоб не задавать вопросов , ответы на которые уже есть. Ольга Скороходова много лет тщательно вела записи самонаблюдений, многократно их редактировала, уточняла и систематизировала, относясь к себе, как к объекту исследований, понимая, насколько важна та информация, которая от нее ожидается. Даже в ситуации реальной угрозы для жизни она не прекращала этих самонаблюдений, используя любой собственный опыт для сравнения со своими представлениями , полученными из книг:
"Пережив совершенно неожиданно состояние тонущего человека, я хочу отметить, что мое представление об ощущениях гибнущего человека, о которых я читала, вполне соответствовало тому состоянию, какое я переживала сама, вследствие каприза судьбы, так зло подшутившего надо мной.
Судьба подсунула мне благоприятный случай для самоизучения и самоанализа, предлагая проделать над собой любопытный эксперимент."
"О том, как я себя обслуживаю", "Рука как выразительный орган", "О том, как я устраиваюсь в новой комнате и как представляю предметы" и др. главы можно советовать прочесть всем, кто действительно задумывается над вопросами равного существования в современном обществе людей с ограничениями и без них.
Очерк "Семь дней" для нас , херсонцев, замечателен тем, что описывает поездку Скороходовой на родину в 30-ые годы, ее путешествие к дальней родне в южноукраинское село, быт сельских хлопцев и девчат, их искреннее и непосредственное отношение к ней, так на них непохожей - невидящей, неслышащей, но правильно говорящей и не расстающейся с книжкой с невиданным шрифтом Брайля.
Встречаются в интернете некоторые сообщения, пытающиеся очернить все то, что делал профессор И. Соколянский по воспитанию и обучению Ольги и ей подобных детей. Говорится о том, что для Скороходовой специально были созданы тепличные условия, что она использовалась в качестве контраргумента против американской системы воспитания слепоглухонемых и была советской Еленой Келлер.
Вот эти "тепличные" условия:
"В Одессу я ехала, чтобы отдохнуть и подлечиться в грязелечебнице. Но ввиду того, что я получила отпуск поздно ( путевки в санаторий по соцстрахованию уже окончились), - мне предстояла нелегкая задача - устроиться на лечение по курсовке и при этом найти комнату на все время пребывания в Одессе". ("Две школы")Как видим, Скороходову никто на руках не носил и дорогу перед ней не мел. И ее успехи - результаты труда, ежедневного, и для многих сравнимого с каторжным. Труда как Скороходовой, так и ее учителей.
"Однажды так сложились обстоятельства, что мне пришлось заниматься исключительно физическим трудом. Я вынуждена была работать в комбинате слепых.Сначала мне охотно дали надомную работу - производство обувных шнурков (...) Я усиленно раболтала над шнурками, чтобы поддержать свое материальное положение хотя бы таким заработком. Но скоро сырье кончилось, надомной работы больше не было. Я обратилась к дирекции с просьбой принять меня на работу в коробочный цех. Но тут я столкнулась с недоверием к моей трудоспособности" ("О труде")
"Проф. И.А.Соколянский сам перепечатал для меня шрифтом Брайля популярный учебник "Исторический и и диалектический материализм". Под диктовку педагога я перепечатала шрифтом Брайля философский словарь. "
(тут надо уточнить что "диктовка" - это или дактилологические жесты, или писание каждой буквы слова на руке Ольги. Представляете,да?)
В книге опубликованы также стихи Ольги, но к стихам мы еще вернемся.