Предлагаю вашему вниманию очень актуальный материал о необходимости изучения шрифта Брайля как незрячими детьми, так и педагогами, как выясняется в ходе проверок. Конкурсы чтецов-брайлистов, проводимые как в публичных, так и в специальных библиотеках, могли бы привлечь внимание к этой технике чтения, а также служить популяризации чтения в целом.
Фрагмент статьи взят из восьмого номера журнала "Наша жизнь"
Ниже сообщения этого блога о брайлевских чтениях у нас в библиотеке:
Книги шрифтом Брайля на Празднике чтения
Мы это сделали! (конкурс чтецов - брайлистов)
Точка зрения
Фрагмент статьи взят из восьмого номера журнала "Наша жизнь"
ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ БРАЙЛЯ СЕГОДНЯ
Проведённые за последнее время инспекторские проверки и аттестации школ для слепых и слабовидящих детей показали резкое снижение техники письма и чтения по Брайлю. Причин такого положения несколько, в том числе: активное использование озвученных учебных изданий, недостаточная практика всестороннего освоения рельефно-точечного шрифта, плохое знание системы Брайля педагогами и дифференциации методики обучения слабовидящих и слепых школьников, неэффективная разработка офтальмо-эргономических рекомендаций с учётом тактильно-осязательной чувствительности парциального зрения детей при зрительной депривации.
Применение «говорящей книги», фонозаписи и озвученного компьютерного текста во многом снижает объём работы по Брайлю, уменьшая роль тактильно-осязательной чувствительности в учебном процессе. Более того, расчётный, статистический, табличный, картографический, диаграммный и условно-рельефный материалы плохо воспринимаются на слух. Здесь необходимо готовить специальные предложения с использованием брайлевского шрифта и рельефных пособий. Эталоном могут являться методики Н.А. Семевского по созданию фонофильмов, а также разработки И.Э. Рутштейна по созданию специальных приложений к «озвученным учебникам».
В школах для слепых редко проводятся конкурсы по технике применения шрифта Брайля. Многие учащиеся читают рельефный текст одной рукой, особенно часто это происходит у зрячих преподавателей. При правильной методике следует задействовать обе руки: правая считывает, а левая — контролирует. Иногда частично видящие ребята с остротой зрения 0,01 — 0,04 пытаются читать рельефный шрифт глазами. Здесь следует рекомендовать применение защитных козырьков, которыми накрывают текст, оставляя небольшой зазор, чтобы можно было читать исключительно пальцами. Для детей, у которых не наблюдается прогрессирующего зрительного заболевания и констатируются стабильные по¬казатели остроты зрения, возможен перевод на плоское письмо и чтение.
Разработанные в школах-интернатах офтальмо-эргономические рекомендации почти не рассматривают вопросы детерминированности зрительных заболеваний и возможности использования остаточного зрения в учебной деятельности. Впрочем, в Москве и Алма-Ате был накоплен положительный и апробированный опыт в этом направлении. Для такого решения необходимы наблюдения и выводы врача-офтальмолога, учителей и воспитателей, которые работают с данным учеником, а кроме того, согласие его родственников.
Теоретические исследования и практика обучения, воспитания и развития слабовидящих детей показывают, что их полезно приобщать к тактильному обследованию рельефных пособий и натуральных объектов. В резолюции III Педагогических чтений по секции обучения и воспитания детей с нарушением зрения было записано, что учащиеся с прогрессирующими зрительными заболеваниями и с остротой зрения 0,05 — 0,08 должны изучать систему Брайля. Эта профилактическая мера способствует развитию осязательной чувствительности пальцев, предупреждает зрительный рецидив и методически вписывается в рамки полисенсорности восприятия материала.
Кроме того, в данном основополагающем документе была отмечена необходимость всем педагогам школ III и IV видов владеть рельефно-точечным шрифтом. Это требование следует учитывать при их аттестации. Особое внимание нужно уделить учителям русского языка, математики, физики и химии, а также воспитателям специальных школ-интернатов для слепых и слабовидящих. В настоящее время все общеобразовательные учреждения в стране смешанного типа, поэтому чрезвычайно актуально, чтобы преподаватели важнейших предметов в совершенстве владели системой специальных рельефных обозначений. Наши исследования подтвер¬дили, что 82 процента учителей специальных школ не в состоянии грамотно применять изобретение великого француза. Естественно, их подопечные тоже далеко не всегда правильно записывают расчёты, графики, диаграммы, формулы и уравнения, особенно в структурном виде, а порой придумывают собственные значки.
Ещё одной особенностью, которую надо учитывать при формировании «точечных» навыков, является умение контролировать свою запись. Это касается возможности проверять написанное с помощью грифеля, не вынимая лист бумаги из брайлевского прибора. Такую методику отрабатывают с учащимися многие слепые педагоги, а зрячие их коллеги просто не подозревают о данном коррекционном приёме, что негативно сказывается на технике. Кстати, слепых школьников желательно учить и плоскому письму, чтобы они при необходимости могли бы ручкой написать короткий информационный текст, заявление или просьбу. Для этой цели существуют специальные приборы с горизонтальными прорезями, которые позволяют выдерживать ровную строчку печатных букв или прописной кириллицы. Такая работа поставлена крайне слабо, а вот в Хабаровске учитель В.А. Лопухов занимался обучением слепых ребят чтению плоских текстов с помощью осязания. В экспериментах буквы были увеличены по вертикали до двух сантиметров. Данный необычный опыт подлежит тщательному изучению.
Отсутствие навыков письма и чтения по Брайлю приводит к снижению успешности учебно-воспитательного процесса. Такую работу следует организовать с учётом индивидуальных возможностей слепых и слабовидящих детей, структурно-функциональных нарушений органа зрения и вторичных отклонений в развитии. Эффективность этой работы зависит от профессионализма преподавателя и от его знания специальных рельефных обозначений и методик реализации данного комплекса. В этом направлении можно достичь больших высот. Так, например, Заслуженный учитель школы РФ, слепая словесница В.Д. Корнеева читает с помощью осязания быстрее, чем многие зрячие. К сожалению, подобных виртуозов становится всё меньше.
Борис Тупоногов, доктор педагогических наук «ИКП РАО», профессор
Ниже сообщения этого блога о брайлевских чтениях у нас в библиотеке:
Книги шрифтом Брайля на Празднике чтения
Мы это сделали! (конкурс чтецов - брайлистов)
Точка зрения