Это стихотворение рассказал мне когда-то давно приятель. Я стихотворение запомнила, вернее, запомнила способ обучения в китайской сказке, он меня поразил.
Потом я попросила написать мне слова на листочке. Написали мне их по памяти, сказали, что когда-то прочитали в "Иностранной литературе", что ли. Источник я так и не нашла, а было бы интересно.
Де Вито.
Выпускники.
Они совсем уразуметь не могут,
что в обученьи нет концов и граней.
Они не в состояньи догадаться,
как необъятно то, что их сознанье
по сути, неосознанно впивает.
Неся с собой покой иль бурю сердцу,
уроки возникают мимолетно -
из слов случайных или чувств внезапных,
хоть кратковременных, но ярких.
А истины слетают так случайно,
как золотая пыль с монет старинных,
что беззаботно трутся друг о друга.
Познание приходит без усилий.
Так незаметно, как в китайской сказке
о юноше, ходившем ежедневно
уроки брать о качествах нефрита.
И вот, покуда целый час в беседе
он проводил, с учителем толкуя
всякий раз о чем-то постороннем,
ему куски нефрита клали в руку.
Так вот, однажды, через месяц, что ли,
тот ученик нахмурился, помедлил
и вдруг сказал:"А это - не нефрит..."
Жизнь, говорят, есть то , что происходит,
покуда ты иные строишь планы.
А знания даютя сами в руки,
пока ты слушаешь совсем иные звуки.
Потом я попросила написать мне слова на листочке. Написали мне их по памяти, сказали, что когда-то прочитали в "Иностранной литературе", что ли. Источник я так и не нашла, а было бы интересно.
Де Вито.
Выпускники.
Они совсем уразуметь не могут,
что в обученьи нет концов и граней.
Они не в состояньи догадаться,
как необъятно то, что их сознанье
по сути, неосознанно впивает.
Неся с собой покой иль бурю сердцу,
уроки возникают мимолетно -
из слов случайных или чувств внезапных,
хоть кратковременных, но ярких.
А истины слетают так случайно,
как золотая пыль с монет старинных,
что беззаботно трутся друг о друга.
Познание приходит без усилий.
Так незаметно, как в китайской сказке
о юноше, ходившем ежедневно
уроки брать о качествах нефрита.
И вот, покуда целый час в беседе
он проводил, с учителем толкуя
всякий раз о чем-то постороннем,
ему куски нефрита клали в руку.
Так вот, однажды, через месяц, что ли,
тот ученик нахмурился, помедлил
и вдруг сказал:"А это - не нефрит..."
Жизнь, говорят, есть то , что происходит,
покуда ты иные строишь планы.
А знания даютя сами в руки,
пока ты слушаешь совсем иные звуки.
Мне кажется, способ обучения у китайского учителя - это очень точное описание тактильного канала получения и обработки информации. Не всё можно познать визуально и на слух. Есть вещи, которые надо потрогать.
Вспомнила я это в связи с вдохновенной речью В.В.Пасечника, преподавателя Львовской Политехники; а говорил он о шрифте Брайля, о том, что человек, читающий руками, "якорит себя с материальным миром", у него происходит материализаций представлений о мире.
Что вы на это скажете?