Сторінки

4 червня 2009 р.

Н.Кремнева. Мои встречи с Ольгой Ивановной Скороходовой

Наталья Борисовна Кремнёва, главный редактор журнала "Собеседник", по моей просьбе рассказала о своих встречах с Ольгой Скороходовой.


Мои встречи с Ольгой Ивановной Скороходовой

Их было всего две, но они сыграли в моей судьбе огромную роль, хотя в то время – в начале 70-х годов я этого, конечно, не осознавала.


От мира слепоглухих я была очень далека, хотя с детства были плохой слух и зрение. Но мои родители воспитывали меня как обычного ребенка и внушали мне, что я – такая же как все. Как принято сейчас говорить, я принадлежала к миру здоровых людей: училась в МГУ им. Ломоносова, не пропускала ни одной театральной премьеры, интересной выставки, международных московских кинофестивалей… Словом, жила той прекрасной полноценной, интересной жизнью, которая бывает только в юности. Слышала я тогда со слуховым аппаратом вполне прилично. Но зрение медленно, неуловимо, по капельке, но убывало. О том, что такое синдром Ушера мне никто не говорил.

Но у меня была близкая подруга, много старше меня, Ирина Вениаминовна Цукерман – тотально глухая с 6 лет, она сумела подняться над своей глухотой, окончила МВТУ им. Баумана, защитила кандидатскую диссертацию. Для меня, девчонки, она была примером и авторитетом. О СУ Ира прекрасно знала, она работала в НИИДе ( ныне Институт коррекционной педагогики). Поэтому она понимала, что зрение мое будет падать, мне нужно как-то подготовиться к своему будущему. Но сказать мне об этом прямо она не могла. И решила для начала организовать встречу с О.И. Скороходовой.

Об Ольге Ивановне я впервые услышала тоже от Иры. Она с ней очень дружила. Еженедельно, в определенный день и час приезжала к Ольге Ивановне домой, рассказывала ей обо всех новостях, писала под ее диктовку письма, помогала в работе. Хотя у О.И. было два секретаря, но она очень доверяла Ирине.
И вот однажды мне позвонили от Ирины и передали ее приглашение приехать в театр Мимики и Жеста, где состоится встреча глухих москвичей с О.И. Скороходовой. Ирина сообщала, что обязательно будет на ней. В то время Ира была невероятно занятым человеком – научная работа в НИИДе, постоянные командировки и огромная общественная деятельность в ВОГе, она и мужу много помогала, он был тогда председателем московской городской организации ВОГ. Застать Цукерман дома было сложно, и я «ловила» моменты повидаться с ней. Поэтому тут же отменила все дела и помчалась в Измайлово на встречу со Скороходовой.

Ирина вывела Ольгу Ивановну, усадила за столик на огромной сцене. Она ей переводила дактилем в руку, при том сама смотрела на сурдопереводчика. Ольга Ивановна говорила голосом. Речь у нее была понятная,, но голос тихий. Я слышала плохо, поэтому мне повторяла ее слова моя подруга, с которой мы вместе приехали. Помню, меня тогда поразила элегантность О.И. На ней был очень красивый серый костюм. Вообще выглядела она спокойной, рассказывала о себе просто, откровенно. Что меня еще поразило, и об этом потом многие тоже говорили – она абсолютно не вызывала чувство жалости или какой-то неловкости. Перед нами был интересный собеседник. Эта первая встреча перевернула мое тогдашнее представление о слепоглухих.

А спустя месяц или два Ира сказала, что Ольге Ивановне нужен человек, который мог бы под ее диктовку писать ее воспоминания. Я с удовольствием согласилась. В назначенный день мы с Ириной встретились в метро и поехали к О.И. Жила она в доме слепых от УПП ВОС недалеко от метро «Академическая» в двухкомнатной квартире одна. Ирина всегда приезжала к ней точно в назначенный час. Позвонила, дверь на цепочке приоткрылась, и Ира тут же дактилем сказала в руку О.И., что пришли мы. Дверь открылась.

В тот день Ольга Ивановна была нездорова – болело горло. Голос у нее был очень слабый. Я ее почти не слышала, сидя рядом с ней. А дактиль я сама знала, могла с ней поговорить, рассказать о себе, но понимать дактилологию я в то время не могла. Поэтому с работой у О.И. у меня ничего не получилось. Но я тогда увидела, как с ней общалась Ирина, как написала под диктовку открытку. О.И. говорила Ирине дактильно, та писала, дотрагиваясь до руки Ольги Ивановны, давала понять, что написала предложение и можно диктовать дальше. Еще я запомнила стоявший на полу прибор, очень похожий на пылесос «Чайка», такой же продолговатой формы. Ира мне объяснила, что это специальный сигнализатор-вентилятор. Когда звонят в дверь, он начинает вовсю вентилировать. Так Ольга Ивановна узнавала о приходе людей. Заметила я и телетайп, при помощи которого Ольга Ивановна каждый вечер общалась с Ириной азбукой Морзе. Точно такой же стоял дома у Иры.

Помню, как мы собирались у нее веселой компанией, дом всегда был гостеприимный. Но ровно в девять вечера Ира уходила в соседнюю комнату и полчаса общалась с Ольгой Ивановной по телетайпу. Гости об этом знали и не отрывали ее. Ольга Ивановна, как рассказывала мне Ирина, очень страдала от одиночества, хотя и приходили к ней и сотрудники НИИДа, и секретари, но общения, простого человеческого общения, ей не хватало… Ирина это понимала и старалась поддержать Ольгу Ивановну. Как, впрочем, и многих других.
После этих двух почти мимолетных встреч с О.И. Скороходовой, даже несмотря на то, что мне и поговорить-то не удалось с ней, я уже по-другому стала относиться и к себе, и к слепоглухим, увидела возможности человека и поверила в эти возможности... (с)


___________________________________________________________________

Еще об Ольге Скороходовой




Немає коментарів:

Дописати коментар

Related Posts with Thumbnails

теги

. "Книжкова шафа" "Сердце матери" #a11y #eBookDay #gaad 140лет 3Д-друк адвокаси анонс Антон Борисов архив аудио аудиокниги аутизм без барьеров белая трость Белозёрка библиография Библиомост библиотека библиотека 2.0 библиотекари библиотеки библиотерапия Билл Гейтс Біла тростина благотворительность блоггинг блогопедия блогосфера буккроссинг буккроссинг. книгообмен веб-дизайн Великобритания видео виїзна бібліотека виставка волонтерство Волошин вспомогательные техноглогии выборы Высоцкий выставка Гаюи геолокация Германия гигиена зрения Григорий Адамов Грин Грузия ГУД дельфинотерапия Джарылгач Диана Гурцкая диджериду дизайн дозвілля без обмежень Донецк доступность е-урядування ЕВРО-2012 Европа Ерошенко ЕС ЖБ живая библиотека живопись зрение ИКТ инваколяска инвалидность Индия инклюзивное образование инклюзивный театр инновации интеграция интерактив интернет интернет-ресурсы интерфейсы для незрячих информационные технологии информация иппотерапия искусство история кампхіл Канада карта каталог сайтов Каховка кемп кино клуб "Семейная гармония" книги книгоиздание книгообмен Книжкова шафа КНУКиМ Конвенция ООН конкурс контакты конференция краеведение кризис Крым крымские татары культура Латвия лекотека Лина Костенко Литва Львів люди маломобильные читатели Марокко мастер-класс медиа медиагромотность медиация мобильная библиотека мобильные технологии мода музеи музей музыка мы в сми НАІУ наши читатели НГО незрячие неповносправність Новая Каховка новые поступления образование Одесса Олесь Гончар Ольга Скороходова онлайн-справка ООН опрос ориентирование орієнтування особый ребенок Павел пандус периодика писатели плагиат подкаст подкасты Польша право практические занятия практические занятия pcc ридер презентация програма екранного доступу проза ПЭД радио РадиоКавун реабилитация реклама рельєфно-графічні посібники Ремарк Речная звезда Ровно Рубен Гонсалес Гальего сайт СБУ семинар Сердце матери синдром Дауна синдром Ушера синтезатор речи скайп скрінрідер Славское слепоглухота слух сми Соколянский сообщества социальная реклама социальные сети спецбиблиотека спецпотребности спорт справка СРК Прометей статистика стихи сурдо сурдоперевод США тактильная книга тактильные пособия твиттер творчество телетайп ТехКемп техника техника для незрячих тифло тифлокомментирование тифлокраеведение тифлоновости Тифлочас толерантность трансляция транспорт тренинг трудоустройство туризм Туркменистан УБА Украина УТОГ УТОС учеба фандрейзинг Феодосия фестивали флористика фото футбол Харьков Хелен Келлер Херсон хрестоматия Царан цензура цитаты Черкасы Чернобыль читатели чтение Шевченко школа шрифт Брайля экскурсия юзабилити юмор Япония ярмарка accessibility Blogcamp blogday DAISY Digital Libraries e-kniga facebook FLEX Google iBooks Author IFLA iPan_Pensioner IPod JAWS Kapten Mobility LEAP libdayUA Microsoft NVDA Pain RSS Ruby web 2.0
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання