В Херсоне 10-13 февраля пройдет театральный фестиваль "Лютый/Февраль", на который съедутся актеры из Украины, России, Литвы, Франции и Киргизстана.
Организаторами фестиваля являются московский и херсонский театральные центры имени Всеволода Мейерхольда, а также херсонский центр молодежных инициатив "Тотем".
Предлагаю вашему вниманию статью из газеты "Херсонский вестник" "Анна Яблонская: здесь и навсегда".
Один из спектаклей - "Где-то и около" - будет поставлен на пьесу одесситки Анны Яблонской, погибшей в результате теракта в московском аэропорту "Домодедово". Режиссером спектакля выступил херсонский журналист Евгений МАРКОВСКИЙ.
А.Яблонская также была в числе приглашенных на фестиваль. (источник - УНИАН)
"Это главные слова моей жизни.«Где-то» и «около». Вот есть люди, которые проживают жизни, а потом их дети или соседи спрашивают: что вы помните о папе и о маме, о тете Гале с третьего этажа? И тогда говорят: «прекрасная женщина», «служил на флоте», «начальник отдела», «слипшиеся пельмени», «дважды сидел», «красивая», «три жены», «синяя тойота», «актриса», «два высших образования», «бесстыжая», «золотые руки» «вставная челюсть». А вот что скажут обо мне. Где-то и около. Вот два слова. Два слова. Два. Около и где-то».
Этот отрывок Анна Яблонская вложила в уста героя своей ранней пьесы, которая так и называется - «Где-то и около». Некоторые театральные критики и даже знакомые Анны поспешили утвердить, что на самом-то деле этой развернутой фразой драматург характеризует саму себя, свое собственное место в жизни. Думается, это далеко не так. Ведь в свои 29 лет Яблонская уже была одной из самых заметных и прогрессивных фигур современной театрадьной практики: за возможность поставить спектакль по ее пьесам вот уже на протяжении пяти лет буквально сражаются известные в России театры и режиссеры. «Бермудский квадрат», «Видеокамера», «Выход к морю», «Где-то и около», «Дюймовочка и мотылёк», «Заброшенное радио», «Монодиалоги», «Письмо в зоопарк», «Тепло», «Утюги», «Шоу ковбоя без собаки» - все эти произведения давно и успешно входят в репертуар таких театров, как московская «Практика», петербургский Молодежный центр театрального и киноискусства "МИГ", пермская "Сцена-молот" и других. Кроме того, за свою совсем недолгую литературную карьеру Анна Яблонская была отмечена целым радом серьезных премий: лауреат премий "Дебют" (номинация "Литературная критика", 2004), драматический конкурс "Евразия - 2005" (Екатеринбург, 2005), дипломант конкурса современной драматургии "Свободный театр" (Минск), лауреат международного конкурса "Премьера.txt".
А 24 января 2011 года, в Москве Анна должна была стать лауреатом очередной премии: на этот раз не только одной из самых престижных, но и одной из самых репрезентативных. Не каждый год драматург, театрал, удостаивается внимания кинорежиссеров! Но премию «Личное дело» журнала «Искусство кино» за последнюю пьесу «Язычники» Яблонской получить было не суждено. На торжественной церемонии ведущий несколько раз откладывал момент вручения награды: все надеялись, что наконец-то Аня ответит на звонки в аэропорт Домодедово. Но надежды оказалсиь напрасніми: на следующее утро Анна Григорьевна Машутина (псевдоним - Яблонская) уже значилась в списках погибших в результате теракта...
Пьесы Яблонской написаны живым и понятным, очень легким языком; как и подобает текстам с настоящей глубиной, в них есть место и смешному, и печальному, и возвышенному, и земному. Это во многом выделяет их из того потока драматургического материала, который в последние 5-7 лет поистине захлестнул современную российскую драму. Вот только один из отзывов, выложенных в читательском блоге: «Это что-то живое, новое и... действительно интересное. Вот просто интересно читать. Сейчас поработаю и буду читать дальше. Это так приятно - когда читаешь пьесу, и тебе интересно. В нашей «новой драме» такое встречается та-а-а-ак редко! Обычно хочется убить автора, задушить его, хотя бы дать в ухо за эту скуку, которую он выдал под названием «пьеса». Здесь же - радость! Читаем дальше. Как хорошо!»
Тем более поражает, что, невзирая на эту жизненность, бурлящую витальность пьес Анны Яблонской, некоторые ее дневниковые рассуждения последних месяцев настолько мрачны, что их можно принять за щемящие предзнаменования трагедии. Вот, например, поднимая виртуальный новогодний тост в своем интернет-журнале «Шелковый цилиндр», Анна перефразирует Льва Толстого: «В общем, давайте выпьем за то, чтобы уверить людей, что я «покаялся» перед смертью». Вот запись от 11 января этого года: «Я не человек. Я вообще даже не человек», вот - от 15 января: «Наркоз, транквилизаторы, обезболивающее, гормоны - пустоту не лечат». И, наконец, одно-единственное короткое предложение в дневнике от 21 декабря прошлого года: «Мне кажется, у меня осталось очень мало времени»...
...Коренная одесситка Анна Яблонская не раз и не два говорила о своем желании побывать в соседнем Херсоне: в случае чего, ради такого визита она готова была оставить какие-то важные театральные дела. Ведь здесь, в Херсоне, у нее уже были единомышленники, и даже друзья: Центр имени Всеволода Мейерхольда приглашал Анну на фестиваль "Лютый/Февраль", который состоится 10-13 февраля, а над постановкой ее пьесы "Где-то и около" Центр продолжает работать и до сих пор. Живо интересовалась Аня и опытом херсонцев по документальной технике "вербатим". Но путь в наш город так и прервался, цели не достигнув, - здесь и навсегда.
Евгений Марковский.
Немає коментарів:
Дописати коментар