Тема эта волнует меня последние полгода, но стройно изложить свои мысли я пока не могу, больше вопросов, чем ответов будет.
Если вы заметили, ни одна конференция, посвященная интернет-маркетингу, не обошлась в этом году без докладов и презентаций о мобильных сервисах, приложениях для смартфонов и прочем, помогающих сблизить производителя товаров (услуг) и покупателя. У каждого, за редким исключением, покупателя в кармане лежит телефон, у многих - с мобильным интернетом или вай-фаем.
Уже опытным путём установлено, что человек, совершающий поиск в инете через мобилку, с гораздо большей вероятностью совершит покупку или услугу - просто потому, что иначе бы он не искал, а отложил до более удобного случая.
Последние полгода я тоже разглядывала интернет-мир через небольшой экран телефона - просто ради эксперимента.
И вот какие мысли возникли.
Если вы хотите, чтоб пользователь попал к вам в библиотеку (пока в реале), то
1)библиотека должна быть обозначена на всех возможных картах с указанием сайта, скайпа, телефона (попробуйте найти свою б-ку; у меня, как не странно, нашлись детская областная, наша и б-ка в доме культуры Белозёрки, кто-то позаботился. Я не имею в виду инет-справочники, а именно как точку на карте)
2) сайт библиотеки должен быть приспособлен к просмотру на мобильных устройствах. Сейчас, конечно, и браузеры помогают адаптировать страницу сайта под нужды экрана, но есть случаи, где вся эта магия бессильна. Есть также случаи, когда читается и просматривается еще ничего, но сообщение оставить не удаётся (никакая форма ЭК или вирт. справки не заполняется или заполняется криво).
3) слово "библиотека" как поисковое совершенно неудачно. Потенциальный посетитель библиотеки может искать "книги" (и получать в результатах поиска - книжные магазины), "читать", "досуг", "музей", "экскурсии", "выставка", "клуб" и т.д...Как сделать так, чтоб посетитель узнал, что в вашей замечательной библиотеке экспонируется замечательная выставка, работает музей книги (или есть интересная краеведческая экспозиция), идет киносеанс, работает клуб для дошкольников или пенсионеров, есть консультации юриста или психолога, можно заказать тур по городу - всё это такие библиотечные услуги, которые пока через мобильник никак не видны. То есть продвигаться и рекламироваться должны не библиотеки, а услуги, и желательно сформулированные попроще, а не в специальной терминологии.
Совсем немножко о создании новых каналов распространения такой информации говорилось в моей апрельской презентации на Ярмарке библиотечных услуг (Киев)
А о необходимости разработки услуг, предоставляемых пользователям библиотек через мобильные устройства, попалось на глаза сразу два материала.
Латвийская Национальная Библиотека, раздел "блоги"
Bibliotēka mobilajā telefonā - они почему-то считают, что пользователей сайта библиотеки, заходящих с моб. устройств, всего 1% (что мне сомнительно), но уже советуются с читателями, что должен содержать мобильный вариант сайта и какие услуги они хотели бы получать через мобильник. Прочтите пост и комментарии, очень интересно, там есть переводчик.
Очень интересен опыт Баварской гос. библиотеки в Мюнхене. Прочесть об их услугах для пользователей мобильных устройств можно в стать на сайте Гете-Института , а полюбоваться их разработками можно по ссылкам:
Виртуальные мобильные услуги Баварской библиотеки
Приложение "Любимые книги"
Приложение "Восточная коллекция"
Если вы заметили, ни одна конференция, посвященная интернет-маркетингу, не обошлась в этом году без докладов и презентаций о мобильных сервисах, приложениях для смартфонов и прочем, помогающих сблизить производителя товаров (услуг) и покупателя. У каждого, за редким исключением, покупателя в кармане лежит телефон, у многих - с мобильным интернетом или вай-фаем.
Уже опытным путём установлено, что человек, совершающий поиск в инете через мобилку, с гораздо большей вероятностью совершит покупку или услугу - просто потому, что иначе бы он не искал, а отложил до более удобного случая.
Последние полгода я тоже разглядывала интернет-мир через небольшой экран телефона - просто ради эксперимента.
И вот какие мысли возникли.
Если вы хотите, чтоб пользователь попал к вам в библиотеку (пока в реале), то
1)библиотека должна быть обозначена на всех возможных картах с указанием сайта, скайпа, телефона (попробуйте найти свою б-ку; у меня, как не странно, нашлись детская областная, наша и б-ка в доме культуры Белозёрки, кто-то позаботился. Я не имею в виду инет-справочники, а именно как точку на карте)
2) сайт библиотеки должен быть приспособлен к просмотру на мобильных устройствах. Сейчас, конечно, и браузеры помогают адаптировать страницу сайта под нужды экрана, но есть случаи, где вся эта магия бессильна. Есть также случаи, когда читается и просматривается еще ничего, но сообщение оставить не удаётся (никакая форма ЭК или вирт. справки не заполняется или заполняется криво).
3) слово "библиотека" как поисковое совершенно неудачно. Потенциальный посетитель библиотеки может искать "книги" (и получать в результатах поиска - книжные магазины), "читать", "досуг", "музей", "экскурсии", "выставка", "клуб" и т.д...Как сделать так, чтоб посетитель узнал, что в вашей замечательной библиотеке экспонируется замечательная выставка, работает музей книги (или есть интересная краеведческая экспозиция), идет киносеанс, работает клуб для дошкольников или пенсионеров, есть консультации юриста или психолога, можно заказать тур по городу - всё это такие библиотечные услуги, которые пока через мобильник никак не видны. То есть продвигаться и рекламироваться должны не библиотеки, а услуги, и желательно сформулированные попроще, а не в специальной терминологии.
Совсем немножко о создании новых каналов распространения такой информации говорилось в моей апрельской презентации на Ярмарке библиотечных услуг (Киев)
А о необходимости разработки услуг, предоставляемых пользователям библиотек через мобильные устройства, попалось на глаза сразу два материала.
Латвийская Национальная Библиотека, раздел "блоги"
Bibliotēka mobilajā telefonā - они почему-то считают, что пользователей сайта библиотеки, заходящих с моб. устройств, всего 1% (что мне сомнительно), но уже советуются с читателями, что должен содержать мобильный вариант сайта и какие услуги они хотели бы получать через мобильник. Прочтите пост и комментарии, очень интересно, там есть переводчик.
Очень интересен опыт Баварской гос. библиотеки в Мюнхене. Прочесть об их услугах для пользователей мобильных устройств можно в стать на сайте Гете-Института , а полюбоваться их разработками можно по ссылкам:
Виртуальные мобильные услуги Баварской библиотеки
Приложение "Любимые книги"
Приложение "Восточная коллекция"
«Шаг за шагом мы входим в новую ситуацию. Через три-пять лет можно будет сказать: «Что не найти в мобильной сети, то для многих молодых пользователей в принципе не существует." Поэтому Баварская государственная библиотека предлагает свои базовые услуги и в мобильном доступе: библиотечный онлайн-каталог - с середины 2010 , веб-сайт - с начала 2011 "
Специалисты Баварской библиотеки считают, что не позднее 2012 года первичный выход в инет будет совершаться не через стационарные ПК или ноутбуки. а через смартфоны и планшеты. И приводят в доказательство цифры почему-то по Египту- там 70% пользуется исключительно мобильным интернетом.
То есть все идет к тому, что сайт библиотеки постепенно превратится в её визитку с минимальным дизайном, а основную ценность будут иметь приложения, позволяющие получить библиотечные услуги в максимально полном объёме.
А если этого не произойдет, то эти же услуги будут продавать сторонние производители таких приложений, и зарабатывать на этом будут они же, а библиотеки так и будут превращаться в музеи. В то же время вряд ли библиотеки, даже крупные, собственными силами могут хотя бы оплатить труд разработчиков.
Или я ошибаюсь, и положительные примеры в Украине ( и рядом ) есть?
Если вас заинтересовала эта тема, то вот вам две англоязычные стостраничные презентации на ту же тему, я их сама еще внимательно не смотрела, а нашла в блоге "Методистк@"
The Library in Your Pocket: Mobile Trends for Libraries
Libraries to Go: Mobile Tech in Libraries
Если же вы считаете, что мобильный телефон - не лучшее средство бороздить просторы инета, то вот вам опыт использования смс-сообщений для оповещения читателей и библиотекарей от Библиомоста:
Блог "Мобильные технологии в украинских библиотеках"
об использовании программы FrontlineSMS -
на русском
на украинском
Наверно, слишком много информации для одного поста, но дробить это как-то нет желания.
Интересно услышать ваши мысли, ваш опыт- потому что я просто влюблена в мобильный интернет. Это очень удобно.
22.09.2011 Прошло 10 дней, и захотелось дополнить эту тему тремя важными ссылками:
Что такое третье место?- как раз о позиционировании библиотек как мест, удобных не только для чтения (первое и второе место- дом и работа)
То есть все идет к тому, что сайт библиотеки постепенно превратится в её визитку с минимальным дизайном, а основную ценность будут иметь приложения, позволяющие получить библиотечные услуги в максимально полном объёме.
А если этого не произойдет, то эти же услуги будут продавать сторонние производители таких приложений, и зарабатывать на этом будут они же, а библиотеки так и будут превращаться в музеи. В то же время вряд ли библиотеки, даже крупные, собственными силами могут хотя бы оплатить труд разработчиков.
Или я ошибаюсь, и положительные примеры в Украине ( и рядом ) есть?
Если вас заинтересовала эта тема, то вот вам две англоязычные стостраничные презентации на ту же тему, я их сама еще внимательно не смотрела, а нашла в блоге "Методистк@"
The Library in Your Pocket: Mobile Trends for Libraries
Libraries to Go: Mobile Tech in Libraries
Если же вы считаете, что мобильный телефон - не лучшее средство бороздить просторы инета, то вот вам опыт использования смс-сообщений для оповещения читателей и библиотекарей от Библиомоста:
Блог "Мобильные технологии в украинских библиотеках"
об использовании программы FrontlineSMS -
на русском
на украинском
Наверно, слишком много информации для одного поста, но дробить это как-то нет желания.
Интересно услышать ваши мысли, ваш опыт- потому что я просто влюблена в мобильный интернет. Это очень удобно.
22.09.2011 Прошло 10 дней, и захотелось дополнить эту тему тремя важными ссылками:
Что такое третье место?- как раз о позиционировании библиотек как мест, удобных не только для чтения (первое и второе место- дом и работа)
После ярмарки или в будущее - без костылей- в блоге РГБ тоже затронута тема "мобилизации" библиотек
интересный опыт одной калифорнийской библиотеки