Сторінки

29 березня 2011 р.

Знакомимся с подкастами (практич. занятия №5)

 Начало тут
(позже вынесу в отдельную страницу и буду дополнять интересными ссылками):
2. PSS


Практические занятия №5. Подкасты ( в реале не знаю когда будет, все устали и запросили перерыв - говорят слишком много информации сразу) . А я давно хотела выложить.

Будем говорить  о возможностях  использования подкастов в библиотеке.

Что такое подкаст?

это файл

это аудиофайл (запись голоса , музыки,…)

это аудиофайл в формате MP3 (это важно!)

это аудиофайл в формате MP3, выложенный в Интернет

это аудиофайл в формате MP3, выложенный в Интернет на определенном подкаст-терминале (веб-площадке, где подкастеры выкладывают свои подкасты для прослушивания и скачивания, а кто угодно может их прослушать и скачать, даже без регистрации на сайте)


это аудиофайл в формате MP3, выложенный в Интернет на определенном подкаст-терминале , который предоставляет возможность подписаться на канал RSS для этого подкастера (серии подкастов, подкастов на определенную тему и т.д)

Итак, подкаст – это аудиофайл в формате MP3, попадающий к слушателю при помощи технологии  RSS. (посмотреть википедию)

RSS тут важно: получать и слушать любимые подкасты через подписку намного удобней.
Но можно и не пользоваться подпиской, а просто загружать выбранные подкасты на свой компьютер и потом слушать через любое устройство, поддерживающее формат MP3 (компьютер, плеер, моб. телефон и проч.). Очень удобно, что можно прослушать файл (часть файла) без скачивания и решить, нужен он тебе или нет.

И еще : это аудиофайл в формате MP3, имеющий определенное содержание и форму. В начале подкаста с вами обязательно поздороваются, напомнят, что именно вы слушаете, так или иначе представятся; в конце попрощаются, возможно, скажут, когда ждать следующего выпуска.
Когда будете слушать рекомендованные к этому занятию подкасты, обращайте на это внимание – все авторы подкастов будут делать все это по-разному, но эти элементы обязательно будет.
Отсюда: подкаст – это не безликий аудиофайл, непонятно кем начитанный и записанный; он, как и книга, имеет свое название, минимальные сведения об авторе и периодичности и т.д.

Зачем библиотекарю подкасты?
это еще один канал информации. Опыт Финляндии
В стране действует закон об обязательных экземплярах для шести ведущих библиотек. В соответствии с этим же законом сейчас записываются и хранятся все(!) радио- и телепередачи. Четыре подземных этажа в скале, 107 полко-километров архивов хранят свидетельства прогресса нации и мира (источник)

Многие информационные агенства имеют свои подкасты, некоторые радиостанции начинают выкладывать свои выпуски в виде архивов подкастов, бизнес уже использует подкастинг для донесения информации о своих продуктах до пользователей, а библиотеки, музеи – для доставки информации о своих услугах и виртуальных экскурсий.

Понятно, что подкасты могут быть на какую угодно тему и выходить с какой угодно периодичностью. И среди всего этого разнообразия очень легко найти то, что могло бы дополнять ваш книжно-печатный фонд, то, что было бы интересно читателям и библиотекарям.

Примеры подкастов о книжных новинках :
Читальный зал - новинки немецкого и европейского книжного рынка
Чтение без разбору - каждый день — самые интересные книжные новинки с самыми непредвзятыми комментариями, для самых разборчивых читателей

Встречи с писателями, критиками, переводчиками:
Літературній подкаст "кабі.нет"

Подкасты, содержащие литературные произведения полностью или в отрывках:
"Книжкова шафа" (фактически, записи из «Книжного шкафа» тоже являются подкастами, которые я выкладываю с определенной периодичностью:-)

Развлекательно-познавательные подкасты «Школы жизни» (они очень меня выручают, когда читатель хочеть послушать что-то такое…обо всем понемножку…; это первое, что можно предложить читателю для прослушивания в уютном уголке библиотеки, чтоб потом определиться с его предпочтениями и знать, что ему рекомендовать)

По существу, из выложенных в сети подкастов нетрудно собрать аудиожурнал какой угодно тематики и для какой угодно аудитории читателей-слушателей.

Обо всем этом я уже неоднократно писала (см. тег «подкасты»)

А если библиотека решит запустить свой подкаст-канал, как еще один канал информирования своих читателей, то это будет интересно и полезно и читателям (которые не будут напрягать глаза, а прослушают вашу информацию о новых поступлениях,  анонсы того, что будет происходить в библиотеке, обзоры книжных новинок или периодики), и библиотекарям, которые в процессе всего этого освоят массу полезных и нужных вещей.

Все мы видим на улицах и в транспорте массу молодых и не очень людей в наушниках. Что надо сделать для того, чтоб слушали именно ваши подкасты? (тема для размышлений)

Наша библиотека предлагает ( к сожалению, пока нерегулярно и без возможности подписки на сайте):
информацию о книжных новинках ;  как это выглядит на сайте библиотеки
информацию экологической тематики  ;  как это выглядит на сайте экоцентра
подкасты о библиотечных носотях; тифлоновости;  как это выглядит на сайте библиотеки

Поскольку у нас работа с подкастами началась чуть больше года назад, еще нет одной кнопки подписки, и вообще их просто так не найдешь, не зная мест, тут есть над чем работать :-), и не только мне.


Немного практики


Очень замечательно, что прошедший недавно  полушутливый конкурс для библиотек «Библиотека+Читатель= Любовь» включал и конкурс подкастов как одну из трех номинаций. Обратите внимание, что представленных подкастов было всего 6 (видеороликов и слайд-презентаций было намного больше). Возможно, этот конкурс стимулирует интерес к подкастам для библиотекарей.

Советую отслушать эти шесть подкастов (они все коротенькие, от 2х до 10 мин, много времени не займет) и подумать, чего им не хватает, чтоб стать почти настоящими подкастами. Говорим не о содержании, а о всех перечисленных вначале обязательных условиях подкастинга. Обращаем внимание, можно ли файл прослушать без скачивания на свой комп.
http://www.box.net/shared/ra9k7baovb
http://www.box.net/shared/ltcgkbz01nhttp://dounb.podfm.ru/my/1
http://c-pod.molode.com.ua/2011/02/09/biblablabla-3-bibliotekachytachlyubov/

( еще один выложен в "Моем мире", я от него пароль забыла, но вообще, если вы хотите, чтоб вас услышали, зачем же ограничивать доступ  для НЕ-пользователей данной соц. сети?)

 О своем говорить не буду, предоставлю эту возможность вам. Обратите только внимание, где подкаст выложен и как оформлен (какие теги, рубрика, ссылки на источники)

На подкаст-терминале (и это правильно!) выложено два подкаста, где поэт говорит о своей любви к библиотеке. Мы это послушали - и не узнали, что это за библиотека и как зовут поэта. (учтите, многие скачивают подкасты, не читая шоуноты!). А если в  запись добавить эти сведения (напр,, здравствуйте, уважаемые слушатели. Послушайте замечательные стихи нашего местного автора Н. о нашей библиотеке такой-то….), соединить два файла в один,  до-оформить этот канал (проставить теги, указать рубрики, добавить фото поэта и библиотеки к данной записи, краткое описание содержания, да еще добавлять  аудиозаписи в этот канал хотя бы раз-два в месяц…- то уже можно говорить, что библиотека   имеет свой подкаст-канал!

В этом подкасте все эти условия выполнены, рассказана замечательная история , есть сведения об авторе подкаста, понятно, что это за библиотека – но выложен он….
То есть там его не найдет никто и никогда, если не дать специальную ссылку на него. Это равнозначно тому, что  книжку, которую бы вы настоятельно рекомендовали прочитать, вы бы взяли и засунули …даже не в самый дальний стеллаж, а вообще за куда-нибудь за вешалку.
 А масса слушателей подкастов просто ищет их, роясь в тегах или следя за определенной рубрикой на подкаст-терминалах.

Организаторы прошедшего конкурса зря ориентировали участников на использование сервиса   www.box.net; если бы все это было выложено на си поде, например,- было бы лучше и для участников, и для рекламы библиотек в целом.

А вообще я очень рада, что библиотечный подкаст заявлен таким образом; надеюсь, что кто-то заинтересуется таким направлением работы. А занудничаю я тут чисто как библиотекарь: хочется, чтоб сделанная авторами подкастов работа была доделана до конца и услышана большим количеством слушателей.

Обратите внимание, что подкаст-терминалы предоставляют возможность комментирования ваших подкастов, осуществляя таким образом обратную связь.

Ещё  вы можете легко встроить плеер со своим  подкастом в свой блог (сайт, форум, страничку), взяв код плеера, как на podfm, или просто путем копипаста (лучше с помощью правой кнопки выбрать в меню «посмотреть код выделенного фрагмента», просмотреть его, чтоб не утащить ничего лишнего, и добавить код на вашу страницу. Точно так же вы можете добавить плеер с любым нужным вам подкастом другого пользователя – в данном случае ничьих авторских прав вы не нарушаете, подкаст физически хранится на сервере подкаст-терминала, а вы просто проигрываете его со своей страницы. ( Иногда автор может поставить запрет на скачивание, разрешив только прослушивание).

Согласитесь, удачно подобранный аудио (и видео)-контент способен значительно дополнить вашу виртуальную книжную выставку, а также сделать ее доступнее для читателей с ограничениями зрения .

Домашнее задание: сделать поиск на сайтах:
http://c-pod.molode.com.ua
http://podfm.ru/
http://www.podst.ru/

выбрать что-то для прослушивания, прослушать, подписаться на понравившиеся подкасты, поделиться впечатлениями.


Немного истории.
 В одной книжке о компьютерах, изданной в начале 2000-х, говорится:
«Наверняка вы слышали о формате звуковых файлов MP3. На сегодняшний день для пользователей Интернета это последний писк моды. Сообщения об этом формате проникли даже в выпуски новостей в традиционных СМИ, поскольку он используется для пересылки нелегальных звукозаписей через Интернет. Почему же этот формат так популярен? Причина заключается в том, что этот формат позволяет сжимать аудиоданные приблизительно в 12 раз, сохраняя при этом качество, близкое к качеству записей на компакт-дисках».

А первая версия программы MP3-кодирования появилась в Сети около 15 лет назад!

А в другой популярной (и популяризаторской) книжке, выпущенной в прошлом году и посвященной новинкам 2010 года, говоря об iPod – плеере компании Apple, автор пишет:
 Именно создатели iPod натолкнули покупателей на мысль, что слушать на столь продвинутой штуковине можно не только давно наскучившую музыку, но и, к примеру, новости, аудиокниги, комментарии. Словом, то, что может быть начитано голосом и сохранено все в том же хорошо знакомом публике формате MP3.
-Старо! - презрительно заметили обладатели других плееров. – Аудио-книги мы на своих машинках задолго до вас слушали!­­
-Вечно вы во всяком мусоре роетесь! – донеслось в ответ из Apple.- Это у вас всякие книжки-шмишки…Не пойми что. А у нас жутко модная и эксклюзивная штука, называется ПОДКАСТИНГ!
-Под чего? – ошеломленно поинтересовались оппоненты.
-Не под чего, а для чего! Английский давно повторяли? «Каст» - это вещание, а «под» - это наш iPod и есть!
Крыть было нечем, и потому подкастингом пришлось заинтересоваться- тем более  что уже в 2004 году подкаст появился в самом популярном проигрывателе AppleiTunes. Правда, вскоре обладатели самого низкого IQ сообразили, что их, как говорят в Одессе, «немножечко надули»: хотя первые подкасты действительно распространялись с пометкой «только для iPod!”, на самом деле воспроизводить их можно было на чем угодно. И ничего принципиально нового Apple в технологию подкастинга не привнесла: записывай собственный голос, сохраняй его в MP3 да в Сеть выкладывай! Так подкасты перестали быть достоянием Apple и превратились в новый стандарт сетевого вещания, а само слово стало общеупотребительным. Что-то подобное в нашей стране произошло с «ксероксами» - правда, в отличие от Xerox компания Стива Джобса проявила редко свойственное ей благородство и не стала накладывать лапу на ушедший в народ термин. В итоге в 2005 г. слово «подкаст» вошло в крупнейший словарь «американского английского» New Oxford American Dictionary. И не просто вошло, но и было признано словом года!»

Share |

9 коментарів:

  1. щодо мой мир - сама дивуюся

    ВідповістиВидалити
  2. то же самое, когда говорят :"мы Вконтакте выкладываем аудио". И что делать Не-пользователям этой сети? А вот этот, что в "Моем мире", я как-то пропустила вообще, только сейчас увидела, теперь будет стимул вспомнить пароль.
    А нельзя ли все линки на работы конкурсантов потом как-нибудь собрать в одно место? а то на фейсбуке замучаешься искать; а так была бы подборочка видео-презы-аудио. Мож, какой волонер возьмется?

    ВідповістиВидалити
  3. Читайте свежий материал о тренинге по подкастингу, прошедшем в Харьковской областной
    http://molode.com.ua/?q=node/3546

    Цитаты:
    "Але працювали учасники не лише за своїми ноутбуками. Вони виходили на вулиці й «полювали» на перехожих та читачів бібліотеки, голоси яких тепер звучать у їхніх подкастах.

    А найпопулярнішим місцем для запису подкастів стало книгосховище біля туалету :-)."

    ВідповістиВидалити
  4. Прекрасно систематизированный, просто и интересно донесённый материал.Сами сейчас ищем форму и стиль обучающих постов по новым технологиям. Что-то мне пока у нас не нравится. Размышляю на эту тему, ищу идеи у друзей. Вам - успехов:)))

    ВідповістиВидалити
  5. Спасибо; обычно очень трудно писать, не представляя аудиторию. В данном случае это прежде всего писалось для моих коллег, как шпаргалка. Я уже имела представление, о чем они слышали, а чего не слышали. Поэтому выбрала такую форму.

    ВідповістиВидалити
  6. Спасибо,коллеги,за пост. Сегодня как раз о подкастах собралась народу рассказывать,так что ваш систематизированный материал очень мне поможет:-)

    ВідповістиВидалити
  7. ЧУМработница, а вы потом свой конспектик рассказа выложите? Возможно, так и соберем интересный материал сообща?
    вот тут уже работники сферы образования собираются подкасты запускать:
    "Уважаемые педагоги, у вас есть возможность создать подкасты своих школ, где рассказывать не только учебные новости, но и интересные факты, школьные традиции, сообщать учащихся о поступлении в библиотеки и мероприятия и даже создать юмористические рубрики. Надеемся, что благодаря подкастам ученики и учителя больше узнают друг о друге и ... почему бы не создавать аудиоканал вместе?"
    http://c-pod.molode.com.ua/2011/04/05/29-bereznya-u-harkovi-vidbuvsya-sche-odyn-treninh-z-hromadskoho-podkastynhu/

    ВідповістиВидалити
  8. http://www.edu.kh.ua/ru/novosti/id/497/vn/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D1%81%D0%B0%D0%BC-%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE-%D0%BE-%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D1%85%D0%BE%D1%87%D1%83-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%85%D0%BE%D1%87%D1%83/

    ВідповістиВидалити
  9. Ой,боюсь,мой конспект вам не подойдет:-)Тезисно для себя обозначаю ключевые понятия,а дальше - рассказ,показ,эмоции:-)))

    ВідповістиВидалити

Related Posts with Thumbnails

теги

. "Книжкова шафа" "Сердце матери" #a11y #eBookDay #gaad 140лет 3Д-друк адвокаси анонс Антон Борисов архив аудио аудиокниги аутизм без барьеров белая трость Белозёрка библиография Библиомост библиотека библиотека 2.0 библиотекари библиотеки библиотерапия Билл Гейтс Біла тростина благотворительность блоггинг блогопедия блогосфера буккроссинг буккроссинг. книгообмен веб-дизайн Великобритания видео виїзна бібліотека виставка волонтерство Волошин вспомогательные техноглогии выборы Высоцкий выставка Гаюи геолокация Германия гигиена зрения Григорий Адамов Грин Грузия ГУД дельфинотерапия Диана Гурцкая диджериду дизайн дозвілля без обмежень Донецк доступность е-урядування ЕВРО-2012 Европа Ерошенко ЕС ЖБ живая библиотека живопись зрение ИКТ инваколяска инвалидность Индия инклюзивное образование инновации интеграция интерактив интернет интернет-ресурсы интерфейсы для незрячих информационные технологии информация иппотерапия искусство история кампхіл Канада карта каталог сайтов Каховка кемп кино клуб "Семейная гармония" книги книгоиздание книгообмен Книжкова шафа КНУКиМ Конвенция ООН конкурс контакты конференция краеведение кризис Крым крымские татары культура Латвия лекотека Лина Костенко Литва Львів люди маломобильные читатели Марокко мастер-класс медиа медиагромотность медиация мобильная библиотека мобильные технологии мода музеи музей музыка мы в сми НАІУ наши читатели НГО незрячие неповносправність Новая Каховка новые поступления образование Одесса Олесь Гончар Ольга Скороходова онлайн-справка ООН опрос ориентирование орієнтування особый ребенок Павел пандус периодика писатели плагиат подкаст подкасты Польша право практические занятия практические занятия pcc ридер презентация програма екранного доступу проза ПЭД радио РадиоКавун реабилитация реклама Ремарк Речная звезда Ровно Рубен Гонсалес Гальего сайт СБУ семинар Сердце матери синдром Дауна синдром Ушера синтезатор речи скайп скрінрідер Славское слепоглухота слух сми Соколянский сообщества социальная реклама социальные сети спецбиблиотека спецпотребности спорт справка СРК Прометей статистика стихи сурдо сурдоперевод США тактильная книга тактильные пособия твиттер творчество телетайп ТехКемп техника техника для незрячих тифло тифлокомментирование тифлокраеведение тифлоновости Тифлочас толерантность трансляция транспорт тренинг трудоустройство туризм Туркменистан УБА Украина УТОГ УТОС учеба фандрейзинг Феодосия фестивали флористика фото футбол Харьков Хелен Келлер Херсон хрестоматия Царан цензура цитаты Черкасы Чернобыль читатели чтение Шевченко школа шрифт Брайля экскурсия юзабилити юмор Япония ярмарка accessibility Blogcamp blogday DAISY Digital Libraries e-kniga facebook FLEX Google iBooks Author IFLA iPan_Pensioner IPod JAWS Kapten Mobility LEAP libdayUA Microsoft NVDA Pain RSS Ruby web 2.0